Роберт Дадли - президент и главный управляющий директор компании "ТНК-BP"
Газовое месторождение Ковыкта может послужить основанием для взаимовыгодного сотрудничества России и Китая в энергетической сфере. У России есть предложение, у Китая есть спрос.
Растущие потребности Китая в природном газе превосходят возможности его внутренней газовой промышленности. В середине текущего десятилетия Китаю придется начать импортировать газ. Ожидается, что и Южная Корея будет вынуждена делать то же самое. Причин, по которым они не могут импортировать газ из России, пока не видно.
Ковыктинское месторождение, запасы которого оцениваются в 1472 миллиарда кубических метров газа, легко может обеспечивать энергетические потребности восточной Сибири, оставляя при этом достаточное количество газа для экспорта. Ковыкта может начать поставлять газ в Иркутскую область (к которой впоследствии присоединятся Бурятия и Чита) в 2006 году. Однако восточная Сибирь ежегодно будет потреблять только 4 миллиарда кубических метра газа. При строительстве газопровода в Китай (с последующим продолжением его в Южную Корею) северные регионы Китая могут начать получать газ из Ковыкты в 2008 году, как раз тогда, когда начнет ощущаться его нехватка, и они легко смогут поглощать в три раза больше газа, чем Иркутская область (около 12 миллиардов кубических метров ежегодно). Южная Корея может потреблять до 10 миллиардов кубических метров газа в год.
Если Россия согласится на этот проект, то она получит ряд реальных выгод. Перевод электростанций с угля на газ может существенно улучшить экологическую обстановку в бассейне озера Байкал. Строительство и обслуживание газопровода создаст новые рабочие места и подтолкнет другие отрасли местной промышленности. По нашим оценкам, государство тоже выиграет из-за роста доходов от налогов (около 800 миллионов долларов США).
И все же этот проект невозможен без участия Китая. Потребности восточной Сибири в газе недостаточны для того, чтобы разрабатывать Ковыктинское месторождение в полном объеме. Только в том случае, если Ковыкта будет рассматриваться как источник газа для Китая и Кореи, имеет смысл добывать там газ.
И к этому есть некоторые возможности. Сейчас существует потенциальное совпадение интересов России, Китая и Южной Кореи в разработке Ковыктинского месторождения и строительстве газопровода.
Россия должна понять, что Ковыкту нужно заставить приносить деньги. Без гарантированного рынка сбыта в Китае и Корее большая часть газа останется в земле и не будет использоваться десятилетиями. Кроме того, Ковыкта будет ключевым проектом любого северо-восточного азиатского регионального энергетического коридора. Для оправдания строительства нефтепровода из восточной Сибири в восточную Азию еще не обнаружено достаточных запасов нефти. А газ там уже есть, и он готов к транспортировке. Проект Ковыкта может стать базой для стабильных взаимоотношений между Россией, Китаем и Южной Кореей в энергетической сфере, которые заложат основу и для других форм сотрудничества в будущем.
Однако Китай и Корея не могут ждать, пока у России оформятся взгляды на этот проект. Китай ищет другие альтернативы. Если проект поставок газа из Ковыкты не получит развития, то Китай будет использовать другие источники.
Кроме национальных интересов России, к Ковыкте имеют отношение и интересы Соединенных Штатов и Японии. Если не будет договоренностей об экспорте, то ковыктинский газ останется неосвоенным и неиспользованным. В случае успешной разработки месторождение увеличит общее количество энергоресурсов на мировом рынке. Вместо того, чтобы конкурировать друг с другом в борьбе за импорт газа, Китай и Корея будут получать столько газа, сколько им нужно, кроме того, ресурсов хватит и для других рынков. Это поможет ослабить соперничество за скудные запасы, и, как мы полагаем, также в долгосрочной перспективе будет способствовать укреплению энергетической безопасности Америки с Японией.