Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Свободная торговля и терроризм

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Обозреватель 'The New York Times' Томас Фридман утверждает, что 'аутсорсинг' помогает борьбе против терроризма: при переводе части работ - 'низкооплачиваемых и малопрестижных' - в 'такие страны как Индия и Пакистан. . . мы не только способствуем росту процветания в мире, но и делаем этот мир более надежным для наших двадцатилетних'. Однако, насколько все эти рабочие места, на многих из которых работникам приходится скрывать свою национальность и работать по ночам - действительно служат укреплению уверенности в себе, как об этом пишет Фридман?

Обозреватель 'The New York Times' Томас Фридман (Thomas Friedman) утверждает, что 'аутсорсинг' (outsoursing) - передача части заказа иностранным компаниям - помогает борьбе против терроризма: при переводе части работ - 'низкооплачиваемых и малопрестижных' - в 'такие страны как Индия и Пакистан. . . мы не только способствуем росту процветания в мире, но и делаем этот мир более надежным для наших двадцатилетних'. Однако, насколько все эти рабочие места, на многих из которых работникам приходится скрывать свою национальность и работать по ночам - действительно служат укреплению уверенности в себе, как об этом пишет Фридман?

Томас Фридман не приходил в такое возбуждение по вопросу о свободной торговле со времен организованных в Сиэтле протестов против ВТО. Тогда Фридман даже заявил читателям 'The New York Times', что переброска одного из производств 'Victoria's Secrets' (марка женского нижнего белья) в Шри-Ланку настолько блестящая идея, что 'при определенных условиях он готов отправить туда на работу своих дочерей'.

Фридман так и не уточнил своим читателям, каким образом проводили время девушки, шьющие нижнее белье, теперь он увлекся уже другой идеей: пользой, приносимой открытыми в Бангалоре центрами телефонных услуг. Как он написал 29 февраля, подобное трудоустройство внушает молодым людям 'уверенность в себе, достоинство и оптимизм', что положительно сказывается не только на индусах, но и на американцах. Почему? Потому что работники, довольные своими работодателями и помогающие американским туристам искать утерянный на рейсах авиакомпании 'Delta' багаж, не станут запасаться динамитом и взрывать самолеты.

Запутались? Фридман поясняет свои соображения следующим образом: 'Общаясь с молодыми индусами у меня было впечатление дежавю. Пять месяцев назад я находился в Рамалле, на Западном берегу реки Иордан, где разговаривал с тремя двадцатилетними палестинцами: они рассказывали, что у них не осталось ни надежды, ни достоинства, ни работы. . . И когда один сказал, что каждого из них можно считать 'живой бомбой замедленного действия', двое остальных с ним согласились'. Из чего Фридман и сделал вывод, что передача части заказа иностранным компаниям - 'аутсорсинг' - помогает борьбе против терроризма: при переводе части производства - 'низкооплачиваемого и малопрестижного' - в 'такие регионы, как Индия и Пакистан. . . мы не только вносим свой вклад в рост благосостояния всего мира, но и делаем этот мир более надежным для наших двадцатилетних'.

С чего можно начать, столкнувшись с подобным аргументом? После 1985 года, когда был взорван авиалайнер компании Air India (основными подозреваемыми оказались тогда канадские граждане, родившиеся в Индии), Индия не имела отношения ни к одному громкому преступлению, совершенному международными террористами. Нельзя эту страну, 81% населения которой исповедует индуизм, назвать и рассадником Аль-Каиды: в действительности, упомянутая террористическая организация считает Индию 'врагом ислама'. Однако мы забываем некоторые детали. В мире Фридмана линия фронта в третьей мировой войне пролегает через телефонные службы розыска утерянного багажа: это борьба за Модернизацию, мужественное стремление удержать молодых людей со смуглым цветом кожи от когтей Аль-Каиды и 'Хамаса'.

Однако, действительно ли эти рабочие места, на многих из которых наемным рабочим приходится скрывать свою национальность, получать поддельный акцент и трудиться по ночам, настолько укрепляют уверенность в себе, как утверждает Фридман? По словам Лубны Балош (Lubna Balosh) - нет. В обязанности этой пакистанской женщины входило стенографировать истории болезни, которые диктовали врачи из медицинского цента Сан-Франциско Калифорнийского Университета. В США оплата труда стенографисток составляет 18 центов за лист, Балош должны были платить шестую часть от этой суммы. Как бы то ни было, ее американский работодатель - субподрядчик субподрядчика подрядчика - так и не смог заплатить ей, и, по словам Балош, задолжал около 100 долларов.

Отчаявшись получить причитающуюся ей плату за выполненную работу, Балош пригрозила 'выложить все имеющиеся у нее истории болезни в интернете'. Позднее она раскаялась в своих угрозах, но сказала, что чувствует как ее 'использовали', ощущает себя 'самым беспомощным, самым несчастным человеком в мире'. Прощай 'уверенность в себе, достоинство и оптимизм' - похоже, что не все 'делокализованные' рабочие места помогают против отчаяния.

В действительности, Фридман прав, признавая существование явной связи между борьбой против бедности и борьбой против терроризма. Но он, тем не менее, ошибается, утверждая, что политика свободной торговли служит облегчению положения нищенствующего населения планеты. В действительности оказывается, что подобная политика является высоко эффективным инструментом экспроприации, она толкает мелких сельскохозяйственных производителей покидать свои земли, оставляет без работы служащих общественных учреждений, которым ничего не остается, кроме надежды на получение места на фабриках 'Victoria's Secret' и службах телефонной помощи.

Несмотря на искреннее убеждение Фридмана в том, что субподрядные низкооплачиваемые работы являются ключом к экономическому развитию и процветанию, утверждать, что они станут панацеей, способной излечить палестинцев от отчаяния, просто неприлично. Согласно любому, заслуживающему доверия исследованию экономического положения оккупированных территорий, основной причиной массовой безработицы среди палестинского населения - сегодня она составляет 50% - является сама оккупация. В сентябре 2003 года 'Amnesty International' опубликовала доклад, в котором указывается, что жесточайшая система блокады, установленная Израилем от палестинского народа и их поселений - закрытые дороги, проверки, комендантский час, заградительные полосы, а теперь еще и стена безопасности - 'практически полностью разрушила палестинскую экономику'. 'Многочисленные задержания и введение комендантского часа привели к тому, что палестинцы не могут добраться до своих рабочих мест. Многие фабрики и фермы обанкротились'.

Иными словами, экономическое процветание начнется в Палестине не после открытия служб телефонной помощи, а после освобождения оккупированных территорий. Столь же абсурдным оказывается аргумент Фридмана и при условии применения его к стране, где в настоящее время терроризм развивается быстрее всего: к Ираку. Как и в случае с Палестиной Ирак переживает кризис безработицы именно из-за оккупации. И не удивительно, если учесть, что первым постановлением Пола Бремера (Paul Bremer) в качестве главного представителя Соединенных Штатов на иракской земле были уволены 400 тысяч солдат и госслужащих. Вторым шагом стало открытие границ дешевым импортным товарам и попытка сделать местного производителя неконкурентоспособным.

В остальном же, уволенные рабочие, попытавшиеся найти себе применение на восстановлении своей практически полностью разрушенной родины, потерпели неудачу. Реконструкция Ирака - мощнейшая программа по созданию рабочих мест для американцев, в которой компании, подобные 'Halliburton', будут привлекать американскую рабочую силу, включая шоферов и стилистов. Второстепенные рабочие места предназначаются для эмигрантов из Азии, иракцы же будут собирать мусор. Стоит отметить, что Джон Керри (John Kerry) и Джон Эдвардс (John Edwards), столько сокрушавшиеся о сокращении рынка труда в Соединенных Штатах, ни слова не сказали о переводе американскими компаниями столь необходимых рабочих мест за границу.

И теперь подобная политика в отношении Ирака - даже больше какой-либо другой причины - служит источником насилия, угрожающего довести страну до состояния гражданской войны. Уволенные Бремером стали 'водой, питающей мятежные настроения: это и есть альтернативная служба', - сказал в интервью 'Asia Times' один из иракских предпринимателей. 27-летний житель так называемого 'города Садра' - одного из беднейших районов Багдада - рассказывает, что настолько отчаялся найти работу, что 'с радостью готов согласиться на просьбу любого, кто придет к нему с 50 долларами, даст гранату и попросит бросить ее в американцев'.

Блестящая идея Фридмана о борьбе с терроризмом, используя 'аутсорсинг' американских компаний, выглядит в высшей степени проблематично. Гораздо лучше было бы завершить оккупацию и перестать направлять в Ирак американцев, лишающих местных жителей рабочих мест.

Наоми Кляйн - канадская писательница и публицист, автор 'No logo'.