Кен Ливингстон - мэр Лондона
Если вы уже в яме, вряд ли стоит рыть ее себе и дальше. Сегодня этот афоризм напрямую относится к войне в Ираке. Всю свою жизнь я наблюдаю, как Британия и Америка впутываются в конфликты, а затем чаще всего обнаруживают, что разрешить их чисто военными средствами невозможно. Но ситуация в Ираке становится настолько неприятной, что уже напоминает вьетнамскую войну.
Тяжелейшее положение дел в Ираке ставит нас перед двумя диаметрально противоположных решениями. Первое - увеличить численность британских войск, то есть продолжать рыть себе яму. Второе - вывести британские и американские войска. Но чем дальше, тем яснее мне становится, что нам необходимо выводить войска.
Пытки, которым американские солдаты подвергают пленных и ухудшение ситуации с точки зрения безопасности - не временные отклонения от нормы: это результат политических просчетов. По сути, дело обстоит так: без юридически закрепленной международной поддержки ни мировое сообщество, ни иракский народ не будут рассматривать американские и британские войска как 'легитимную силу'.
Неясно, какой процент иракцев сочувствует сегодня вооруженному сопротивлению американским и британским войскам. Но одно очевидно: подавляющее большинство иракцев не желает сотрудничать с оккупационными силами и предоставлять им информацию. Однако без этих разведданных американские и британские военные не в состоянии предугадать и предотвратить даже нападения на самих себя, не говоря уже о том, чтобы нанести поражение тем, кто эти атаки организует. На первый взгляд эта проблема относится к сфере безопасности, но в конечном итоге она носит политический характер. Все попытки заменить политическую легитимность неким суррогатом обречены на провал и могут только ухудшить положение.
Впервые США попытались найти выход из проблемы легитимности с помощью дубины, предприняв массированные военные акции в населенных пунктах вроде Фаллуджи - вслепую паля из всех орудий направо и налево. В результате число противников присутствия США в стране только увеличилось.
Действия американцев, начавших боевые действия в жилых кварталах, а затем вынужденных их ограничить или прекратить вовсе, лишь укрепили силы боевиков. На шиитском юге Муктада ас-Садр всего за несколько месяцев превратился из маргинальной фигуры в деятеля, пользующегося существенной поддержкой среди населения.
Если информация отсутствует, единственный способ добыть ее - выбить из людей кулаками. Подобная логика событий привела к ужасающим случаям в Абу Грэйб. Скрыть пытки не удастся, да это и не поможет разрядить ситуацию с безопасностью. Правда все равно найдет путь на телеэкраны и в интернет.
Попытки администрации Буша выйти из порочного круга за счет передачи 30 июня некоторых полномочий иракской администрации, не избранной народом, обречены на провал. Реальный контроль в сфере безопасности останется в руках американцев. Но никакую иракскую администрацию нельзя назвать 'суверенной', если она не контролирует силы безопасности; да никто и не сочтет ее таковой. Нападения на американских и британских солдат будут продолжаться. Меры по их предотвращению вызовут у населения еще большую ненависть.
Либерально-демократическая партия [Великобритании - прим. перев.], выступавшая против войны до ее начала, уже год с лишним заигрывает с идеей об отправке в Ирак дополнительных войск. Надеюсь, они все же придут к выводу, что военного механизма решения этой политической проблемы просто не существует. Безопасность не обеспечить, пока сами иракцы не сочтут, что в стране появилась легитимная администрация и силы безопасности. А этого можно достичь только с помощью выборов. Британии следует выступать за скорейшее проведение выборов в Ираке, а не за химерические военные решения.
Пока выборы готовятся, все иностранные силы безопасности в Ираке должны перейти в подчинение ООН. Основные политические организации Ирака совершенно по иному отнесутся к этим войскам, если ими будет командовать ООН, а не США, и тогда те, кто ведет против них боевые действия, окажутся в изоляции. Другим позитивным результатом этого станет расширение базы иракской администрации, которую в этих целях следует соответствующим образом реструктурировать.
В принципе, под командование ООН можно передать находящийся в стране англо-американский контингент. Но США всегда отказывались подчинять свои войска ооновскому командованию. Сегодня американо-британские войска скомпрометированы в глазах населения. Поэтому единственный выход - передать ООН командование операциями по обеспечению безопасности и заявить о начале постепенного вывода американских и британских войск.
Решение о том, какие меры в области безопасности следует предпринять, и каким должно быть оптимальное соотношение между местными силами безопасности, войсками ООН и контингентами из нейтральных государств, находящимися в стране во время переходного периода, должна принимать иракская администрация совместно с ООН. Возможно, это будет означать временную замену уходящих американо-британских войск солдатами из стран Лиги арабских государств - их иракцы с большей вероятностью сочтут нейтральной силой.
Речь идет в буквальном смысле о жизни и смерти британских солдат и мирных жителей Ирака. Нынешняя политика обречена на неудачу, и ее продолжение будет иметь гораздо худшие последствия не только для иракцев, но и для всех стран, вовлеченных в конфликт, чем скорейший вывод британских войск из этой страны.