Грозный, Россия, 19 мая 2004 года. Объявления очень конкретны в своих требованиях. Срочно требуется трехкомнатная квартира современной планировки с большой кухней. Предпочтительно на проспекте Революции или на улице Розы Люксембург.
Неважно, что большинство домов на когда- то фешенебельном проспекте Революции стоят с выбитыми в результате артобстрелов и бомбежек окнами, которые похожи на пустые глазницы черепов, или что квартиры в этих домах давно уже не имеют сантехники, стекол и дверей. Эти объекты, как заявляет Рамзан Баканаев, руководитель первого, возможно, агентства недвижимости, которое открылось в этой сепаратистской республике после того, как в течение 10 лет войны этот рынок был в буквальном смысле слова плоским, олицетворяют собой новое слово в словаре Чечни: потенциал.
Что еще, как не потенциал, способно, в конце концов, держать наплаву компанию по торговле недвижимостью, у которой нет ни телефонов, ни факсимильных аппаратов, ни доступа в Интернет, ни даже электричества, и в помещения которой в течение дня могут заглядывать непредсказуемые посетители?
С избранием в октябре прошлого года ставленника Москвы Ахмада Кадырова президентом Чечни и с появлением нового ощущения стабильности многие чеченцы, наконец, поверили в то, что война с Россией близится к концу. Взрыв фугаса на прошлой неделе, убивший Кадырова и пятерых других, испарил всякое ощущение стабильности в регионе, который долгие годы знал только одно чувство страха. Власти говорят, что не ясно, было это нападение осуществлено чеченскими повстанцами или политическими противниками Кадырова.
Хотя российский президент Владимир Путин обещал провести в сентябре новые выборы, чеченцы обеспокоены тем, что внезапно образовавшийся вакуум власти - и предстоящая борьба за лидерство в этой неспокойной республике Российской Федерации - могут положить конец нарождающемуся преуспеванию, которому почти не дали шанса.
"Когда 9 мая это случилось, мы закрыли магазин на 2 дня, - сказала Малкан Алиханова, которая 6 месяцев назад открыла в выгоревшем и в остальном пустом здании в центре города бутик, где продаются модные товары из Италии. "Мы только успели вдохнуть свежего воздуха и почувствовать улучшение жизни, и тут произошло это", - сказала она.
"Я уже дважды покидала Грозный в ходе двух войн, - рассказала она. - Если нас заставят уезжать отсюда в третий раз, я думаю, мы, наверное, предпочтем здесь умереть. Даже наши клиенты говорят: 'Мы не способны на это снова. Мы просто слишком измотаны'".
Тому, кто после убийства Кадырова ожидал неприятностей, не пришлось долго ждать. Незадолго до полуночи 12 мая десятки вооруженных людей в камуфляжном обмундировании и в черных масках забросали гранатами восемь жилых апартаментов в центре Грозного, полили их огнем из автоматического оружия и увели с собой в неизвестность пятерых обитателей.
Очевидно, их добычей стали сотрудники президентской службы безопасности, 3-тысячной личной милиции Кадырова, которая в последние 6 месяцев провела некоторые из самых крупных операций против тех, кто подозревался в причастности к повстанческому движению. Трое других членов личной охраны Кадырова были арестованы в Гудермесе, втором по величине городе Чечни.
"Можете себе представить, в этом доме проживают 212 детей, и все они плакали. Это был ад на Земле", - рассказала Людмила Попова, председатель жилищного комитета этого дома.
С 1994 года Москва ведет уже вторую войну с целью подавления сепаратистских восстаний в Чечне. Эта маленькая кавказская республика сегодня лежит в руинах; она стала рассадником террористов, которые осуществили десятки нападений в России.
Путин, который выиграл президентские выборы 2000 года на волне своего обещания "уничтожить" повстанцев, попытался положить конец этому конфликту, передав контроль в республике жестко настроенному чеченцу, который был готов подавить это восстание, оставаясь лояльным Москве.
Этим человеком был Кадыров, и без него вся путинская политика оказалась под сомнением.
Наводящая страх служба безопасности, которой командует 27-летний сын Кадырова, Рамзан, представляет собой одну из наиболее тревожащих неопределенностей после гибели президента, которая произошла во время народных гуляний по случаю годовщины победы над Германией во второй мировой войне.
Кое-кто считает, что налеты на жилые апартаменты на этой неделе были попыткой подтвердить власть Москвы над этой полувоенной группировкой.
В четверг вечером по чеченскому телевидению был показан многочисленный митинг вооруженных людей в родном селении Кадырова Центорой, все из которых публично клялись в своей стойкой лояльности Рамзану Кадырову - что породило сомнения по поводу того, насколько просто будет избрать новым президентом кандидата, не поддерживаемого кланом Кадырова.
Рамзан заявил, что не станет бороться за президентство, в особенности с учетом того, что чеченская конституция требует, чтобы возраст кандидата в президенты был не менее 30 лет.
Однако его имя всплывало неоднократно, и чеченцы говорят, что можно быстро изменить конституцию, если Кремль решит, что Рамзан является единственным кандидатом, который способен продолжить дело своего отца.
Ахмад Кадыров, в прошлом лидер повстанцев, перешедший затем на сторону Кремля, который стремился подавить движение за независимость Чечни, дал своим людям почти полную свободу действий а отношении подозреваемых в принадлежности к повстанческому движению и тех, кто их поддерживает.
Полагают, что новые президентские силы безопасности несут ответственность за арест и исчезновение сотен молодых чеченцев и, вместе с россиянами, за жесткие операции против населенных пунктов, подозреваемых в предоставлении боевикам помощи и создании для них комфортных условий.
Правозащитные группировки подвергали острой критике методы Кадырова, а многие граждане республики жаловались на то, что чеченский лидер столь же жесток, как и его российские покровители. Однако многие заявляли, что жесткое правление Кадырова позволило Чечне впервые с 1994 года наслаждаться периодом стабильности и породило первые надежды на мирное будущее.
В последние несколько месяцев было задержано большое количество лидеров повстанцев, а перестрелки и взрывы в Грозном стали менее частными. Кадыров создал систему выплаты пенсий и социальных пособий, которые не выплачивались многие годы.
Вопреки всему в городе Грозный 2 месяца назад заработали светофоры, хотя мало кто обращает на них внимание.
"В ситуации в Чечне наметился прорыв. Была пройдена поворотная точка. И личная роль Кадырова в этом была действительно заметной", - сказал Абдулла Бугаев, бывший заместитель премьер-министра Чечни, безуспешно пытавшийся соперничать с Кадыровым на выборах в октябре, которые, по общему мнению, были сфальсифицированы.
"Смерть Кадырова бросила республику в ужасное шоковое состояние, и, к сожалению, прогнозы далеки от оптимизма", - сказал Бугаев.
Многие чеченцы заявляют, что убрать бульдозерами руины и восстановить республику гораздо важнее, чем обсуждать вопрос о том, кто будет избран. Поскольку 450 тысяч чеченцев являются безработными, многие рассчитывают на обещанную правительством каждой семье, потерявшей в войнах свое жилье, компенсацию в размере около 10000 долл. США.
Эта программа, говорят многие чеченцы, погрязла в бюрократии; ею заправляют чиновники, требующие взятки за выплату положенных льгот.
"Что-либо узнать невозможно, Мы несколько раз ходили узнавать, что стало с нашими заявлениями. Повсюду охранники, и никто ничего не говорит. Я даже не могу выяснить, где находятся мои бумаги", - сказала Малика Магомедова, которая вместе с тремя другими семьями проживает в маленьком доме, построенном правительством для возвращающихся на родину беженцев.
Пока не получена компенсация, Магомедова должна содержать себя и свою 12-летнюю дочь на ежемесячную субсидию в размере 4,83 долл. и на продовольственную помощь от благотворительных организаций. "Есть люди, которые меня значительно опередили. Они подали заявления 2 года назад. И они все еще ничего не видели".
Путин казался удивленным, когда летал над Грозным на этой неделе и заявил, что вид этого города "ужасен". По прошествии 4 лет с момента завершения самых тяжелых боев городские улицы представляют собой заполненные грязью выгребные ямы, а 90% зданий взорваны.
Хозяйка бутика Алиханова сказала: "Я показала фотографии нашего дома своим поставщикам в Италии. Они были по-настоящему удивлены, что можно заниматься нормальным бизнесом в столь сильно разрушенном здании. И они сказали, что будут рады снабжать нас товарами".
Муса Юсипов, который в Гудермесе занимается поставками стройматериалов, сказал, что экономика может в одночасье возродиться, как только правительство начнет выплату компенсаций, если только предназначенные для восстановления деньги попадут вместо коррумпированных посредников в руки тех, кому они предназначены, и если бизнесмены получат доступ к кредитам.
Юсипов, открывший свое дело в 2000 году с четырьмя наемными работниками, а сегодня имеющий почти 110 человек, при годовом объеме продаж почти 10 млн. долл., говорит, что после убийства Кадырова его бизнес резко пошел на убыль: объем продаж сократился на порядок.
По его словам, ключом к возрождению Чечни из мертвых является функционирующая банковская система.
"Я вхожу в десятку самых крупных частных бизнесменов Чечни и я просто не могу получить заем ни под какой процент, - сказал Юсипов. - Если бы мне прямо сейчас дали денег взаймы под 15-25%, то я смог бы создать в этом году 500 новых рабочих мест".
В 9-й городской больнице в центре Грозного все еще лежат те, кто пострадал при взрыве 9 мая, в том числе популярная певица Тамара Дадашева, которая едва закончила исполнять песню "Моя Чечня" перед трибуной, где сидел Кадыров, как прогремел взрыв. У нее несколько переломов конечностей и осколочные ранения; она лежит с высокой температурой в отделении хирургии мозга.
"Я не понимаю, что происходит, но я знаю, что чеченский народ устал все время ходить под дулами направленного на него оружия, - сказала она. - Мы просим Аллаха, чтобы нас оставили в покое. Мы хотим мира".
"Разве мы этого не заслуживаем? Мы просим весь мир, чтобы нас просто оставили в покое".