'Frankfurter Rundschau': Господин посол Штайн, Вас раздосадовала жесткая критика политики Израиля со стороны советника по национальной безопасности президента США Кондолизы Райс (Condoleezza Rice)?
Шимон Штайн (Shimon Stein): Нет, меня это не раздосадовало. Госпожа Райс высказала свою позицию, ей, видимо, предстояло в Берлине обсудить с палестинским премьер-министром Ахмедом Куреи (Achmed Kureia) несколько других вещей. Американская внешняя политика в связи с палестино-израильским конфликтом, наверняка, не изменилась.
'Frankfurter Rundschau': Было такое впечатление, будто речь во время консультаций советника по национальной безопасности президента США Буша (Bush) в Берлине шла не о конфликте на Ближнем Востоке, а, скорее, о том, чтобы снова выровнять отношения с европейцами, обремененные войной в Ираке. Какие надежды Вы связываете в данный момент с деятельностью квартета (США, ООН, ЕС и Россия) и особенно с европейцами?
Штайн: Я связываю свои ожидания, прежде всего, с палестинцами. Я надеюсь, что они, наконец, воспримут требования времени, и что Куреи, и это особенно важно, проведет необходимые реформы, чтобы положить конец террору. Европейцы в этой связи могут сыграть очень важную роль. Они должны дать Куреи недвусмысленно понять, что европейская политика на Ближнем Востоке ориентируется, прежде всего, на поведение палестинцев: европейцы поддержат палестинцев в том случае, если они будут проводить необходимые реформы и бороться с терроризмом.
'Frankfurter Rundschau': Конфликтующие стороны на Ближнем Востоке, очевидно, находятся в настоящее время в большом цейтноте, поскольку многие решения должны быть приняты в оперативном порядке. Что является причиной такого цейтнота?
Штайн: Я могу говорить только за нас, за израильтян. Нам необходимы две вещи, которые вытекают также из плана нашего премьер-министра Ариэля Шарона (Ariel Scharon): мы должны приложить усилия, чтобы максимально уменьшить масштабы террора. Одновременно мы обязаны принять решения, связанные с будущим: было бы лучше найти общее с палестинцами решение. Но если это не удастся, мы обязаны сделать все для того, чтобы сохранить еврейский и демократический характер нашего государства.
'Frankfurter Rundschau': На референдуме премьер-министр Шарон, что касается ухода из сектора Газа, не получил поддержки со стороны своей собственной партии. Но в конце прошлой недели оппозиция демонстративно поддержала эти планы. Это для Шарона хорошо?
Штайн: На демонстрацию, которая прошла в субботу вечером, собрались более 150 000 человек. Это должно укрепить позиции премьер-министра в его намерениях. Я исхожу из того, что через две недели Ариэль Шарон попытается еще раз получить со стороны кабинета одобрение своему плану вывода.
'Frankfurter Rundschau': Существует ли в израильском правительстве боязнь того, что уход из сектора Газа станет для арабской стороны триумфом, как это было при уходе из Ливана?
Штайн: Это не боязнь, речь идет об опыте отношений с Хамас. Если из сектора Газа в отношении Израиля будут по-прежнему совершаться террористические акты, мы сохраним за собой право выступать там против террористов до тех пор, пока палестинские органы власти будут не в состоянии - или пока они не захотят - сами сделать что-то против террора.