Вашингтон. - Ну вот и все. Последние сохранившиеся у американцев иллюзии, что их страна - 'лучше' других, что их народ - 'лучше' других народов, что их армия - 'лучшая' в мире, потому что американцы справедливы, честны и добры, за последние три года разлетелись на миллион осколков.
Сначала пошатнулась наша вера в политическую систему США - когда президентом стал кандидат, получивший по всей стране меньше голосов, чем его оппонент. Затем была подорвана вера в справедливость нашей экономической системы и честность людей, возглавляющих ее: невероятные, бесконечные, неутихающие финансовые скандалы показали подлинное лицо наших корпоративных кругов.
Потом мы стали свидетелями того, что многие из нас считали просто невозможным: Соединенные Штаты под лживым предлогом напали на другую страну и уничтожили тысячи мирных жителей. И, наконец, сейчас мы в душе скорбим об утрате последней мечты об американцах, когда видим тошнотворные снимки и видеопленки из иракской тюрьмы под названием Абу Граиб.
Если жители Соединенных Штатов действительно считали, что американцы - 'хорошие парни' а беспокоиться следует только об остальном мире, то сегодня они осознают правду. Мы ничуть не лучше других. И точка.
Так что хватит нам с праведным негодованием протестовать против жестокости и несправедливости остального мира, говорить о 'странах-изгоях' и 'террористических государствах', о жестокости военных и несправедливости экономического строя в других государствах. Получается, все, что уже десятилетиями говорят о нас во многих странах мира - правда: мы ищем соринки в чужом глазу, не замечая их в своем.
И хотя теперь мы увидели самих себя без прикрас, мы по-прежнему стараемся не задавать болезненных вопросов. Как все это могло случиться? Как могут люди обманывать друг друга, издеваться друг над другом, пытать и убивать друг друга?
В чем состоит подлинная проблема сегодняшнего мира? В чем причина массовых сбоев в нашем поведении? Похоже, этот вопрос никто не желает задавать. Его не задает себе никто из глав государств. Над ним не задумывается ни один из военных руководителей. Ни один крупный политик, экономист, педагог или журналист не пытается всерьез его изучить. Что характерно, ни один из лидеров религиозных организаций мира, проповедующих свою исключительность, тоже не задался этим вопросом - и уж тем более не смог на него ответить.
Почему? Потому что задать его - значит поставить под сомнение основные ценности, которых придерживается большинство из этих могущественных людей - а вслед за ними восприняло и большинство человечества.
И все же давайте задумаемся над ответом, правильность которого даже теоретически не хочет признавать никто - проблема сегодняшнего мира носит не политический, экономический или военный характер. Эта проблема - духовного свойства.
Наша проблема связана с нашими убеждениями. А убеждения относятся к духовной сфере. Именно наши убеждения - наше отношение к Богу, к жизни, друг к другу - позволяют нам безнаказанно поступать друг с другом так, как мы поступаем. Наши самые главные убеждения поддерживают (даже определяют) наше поведение. Вот об этом-то мы и не хотим задумываться.
Что же за убеждения способствуют такому поведению?
Мы считаем, что каждый - за себя. Мы убеждены, что ресурсы нашей планеты недостаточны, чтобы все могли жить и радоваться. Мы считаем, что Бог дает нам моральное право применять насилие друг против друга по любой произвольной причине, стоит лишь назвать ее 'справедливой', а наши действия - 'самозащитой'.
Как ни странно, мы убеждены: все, что находится в недрах того клочка Земли, на котором мы живем - минералы, камень, нефть, и любое другое находящееся там вещество - 'принадлежит нам', потому что находится в 'нашей земле', в связи с чем возникает интересный международно-политический вопрос: Насколько далеко вглубь простирается 'наша' земля? Кроме того, мы считаем, что небо над головой - та его часть, что находится над 'нашей' землей - тоже принадлежит нам, в связи с чем возникает интересный международно-политический вопрос: Насколько далеко ввысь простирается 'наше' небо?
Многие из нас к тому же считают, что наш путь - единственный (не самый лучший или самый быстрый, а единственный) путь в рай. Более того, многие из нас убеждены: тот, кто верит в другой путь, проклят Богом, а потому мы можем с чистой совестью унижать и осуждать его.
Эти и другие убеждения дают нам массу поводов для ссор. Но мы никогда всерьез не задумываемся об истинности этих убеждений, поскольку наши убеждения для нас священны. Они не подлежат сомнению.
Недавно президент Буш, выступая на церемонии по случаю Национального дня молитвы в США, сказал: 'Бог не выступает на стороне какой-то одной страны, но мы знаем: он на стороне справедливости. . . Наши 'звездные часы' наступали тогда, когда мы верно служили делу справедливости во благо наших граждан и жителей других стран'.
Интересно, кто-то еще, кроме меня, содрогнулся, заметив, что эти слова с таким же успехом могли бы принадлежать духовному лидеру 'Хамаса'?
Оказывается этой тактики - призывать Бога в помощь, чтобы придать моральный авторитет действиям своего народа, а значит и оправдать их - придерживается не только радикальное исламское движение, публично берущее на себя ответственность за множество терактов, совершаемых самоубийцами на Ближнем Востоке, и не раз выступавшее с подобными заявлениями.
Сегодня мир остро нуждается в новой форме духовности. Не той духовности, согласно которой сам Бог осуждает людей, применяет насилие и пытки как инструмент власти (и тем самым поощряет к этому других), а духовности иного плана, где Бог предлагает всему человечеству попытаться жить и вести себя по-новому. Духовности, говорящей не о расколе и скудости, а о единстве и достатке.
Все мы - одно целое, и того, что мы имеем, хватит на всех. Проблема нашего мира не в недостатке чего-либо, а в распределении того, что есть. Нам хватает всего, кроме решимости. Дать нам эту решимость и должны духовные и политические лидеры. Но они этого не делают.
(За последние семь лет пять книг Нила Дональда Уолша попадали в списки бестселлеров 'New York Times' по категории научной литературы. Его последняя книга, вышедшая в марте 2004 г. называется 'Бог завтрашнего дня: наш величайший духовный вызов' / Tomorrow's God: Our Greatest Spiritual Challenge').