Польшу опять можно называть житницей Европы. Германия и Голландия полюбили наше мясо, копчености и молочные продукты. Чехи набросились на овощи, фрукты и соки. В результате на приграничной территории Польши цены поползли вверх. Где эта волна сможет остановиться?
Адам Смит и его преемники могут быть вдвойне удовлетворены. Ценимые ими механизмы свободного рынка сейчас работают отлично даже там, где могло бы показаться, что окончательно убили духа свободной конкуренции - в сельском хозяйстве ЕС. Все началось с говядины. В день расширения ЕС у нас ее цена была самой низкой в 25 странах союза, и на половину дешевле, чем в Германии! Результатов не надо было долго ждать. Земледельцы из западной Польши протирают с изумлением глаза - из-за Одры приезжают торговцы, которые на корню покупают говядину и живых телят. И цены закупки конечно растут.
Эксперты ожидали такой ситуации, но процесс этих изменений должен был продолжаться несколько месяцев, даже лет. Тем времением спрос настолько велик, что цены растут изо дня в день. Это большой сюрприз. 'Для нас это неожиданность. Каждую неделю цена килограмма говядины в скупке растет на 30-50 грошей', - говорит Войцех Сокул, представитель гипермаркетов TESCO. Правлению другой большой сети подготовили доклад о новых ценах, введенных поставщиками с половины июня: 'корейка с косточкой: с 11,50 до 13 злотых за кг (на 13%), говяжья нога: с 12,50 до 17,80 злотых за кг (на 42%), телячья туша: с 10,50 до 18 злотых за кг (на 70%)'. Повышение цен заметно лучше всего в западной и центральной Польше. Во всей стране цена говядины повысилась в мае на 6,3% (по данным ЦСУ), на приграничной территории - даже на 40%. Волна дороговизны медленно разливается по всей стране.
Клиенты магазинов все чаще волнуются и жалуются. Говядина становится дороже, потому что старый ЕС высасывает все больше мяса. Свинина тоже дорожает, так как с началом каникул мы вошли в сезонную 'свиную дыру' (которая продолжится до осени). В такой ситуации может лучше переключиться на птицу? Если так сделает достаточно много поляков, цена птицы тоже поползет вверх. Килограмм курицы в скупке стоит в среднем уже 6 злотых, а еще месяц назад стоил 5,30 злотых. А на хорошую и дешевую птицу жадно косятся покупатели из Германии.
Более высокие цены закупки радуют земледельцев и производителей. До сих пор это они были просителями в сетях гипермаркетов. Мегамагазины вынуждали их снижать цены на свою продукцию, требовалось больше денег на раскрутку и принудительную рекламу в буклетах. Если кому-то не нравилось - на его место уже стояла очередь желающих. Поэтому поставщики ждали ЕС как избавления. И были правы. После 1 мая, когда открылись границы, ситуация радикально изменилась. Сейчас продавцы продуктов сельского хозяйства диктуют цены и условия. 'Или заплатим столько, сколько западные партнеры, или не получим мясо. А более высокие цены в скупке и у производителя обозначают более высокие цены на полке', - говорит Данель Пралат, коммерческий директор сети магазинов Интермарч.
Такого не выдерживают потребители. Цены продуктов растут - зарплаты нет. Часть производителей тоже начинает беспокоиться. 'Цена убойного скота рекордная. Опасаюсь, что ситуация дойдет до того, что некоторые сорта мяса будут вычеркнуты из меню', - говорит Збигнев Макульски с предприятия занимающегося переработкой (Иновроцлав). Если национальный спрос на говядину не повысится, фирмы, такие как у Макульского, могут закрыться. Уже скоро они будут выбрать: или ищут покупателей за границей, или - закрывают бизнес.
Не одно молоко
Вместе с мясом быстро дорожают молоко и молочные продукты. Молокозаводы, которые приспособились к евросоюзным нормам, считаются самыми современными в Европе, и производят более дешевые продукты, чем их западные конкуренты. 'Получаем все больше звонков от покупателей из Германии. Уже сегодня работаем в ускоренном темпе и еле успеваем выполнять заказы', - говорит Мацей Хорна с предприятия 'Спомлек' из Радзыня Подляскего, которое посылает на экспорт половину своей продукции, в том числе масло, сыворотку, сухое молоко.
Молокозаводы производят больше, поэтому нуждаются в большем количестве сырья. Тем времением - в отличие от мяса - количество молока, которое мы можем произвести в Польше, постоянное (8,9 млн. тонн). Системой квот Брюссель контролирует рынок молока, чтобы удержать цены, которые рентабельны для земледельцев. Польский контингент был рассчитан на основе потребления молока всей страной за период с марта 2002 по март 2003 г. Квоты уже разделены между земледельцами. Небольшим резервом располагает Агентство сельскохозяйственного рынка (АСР). Тем временем, у производящих на экспорт молокозаводов огромный аппетит. Земледелец с большой квотой становится отличным торговым партнером, а цена сырья все время растет. В скупке за литр молока надо заплатить 1,05-1,10 злотых (еще недавно 90 грошей). Вот поэтому в магазинах дорожают сыры, творог и масло - молокозаводам намного более выгодно посылать их за границу, чем продавать по старым низким ценам в Польше.
В газетах появилась информация о цистернах, на которых немцы приезжают к земледельцам за молоком, и поэтому его не хватает нашим молокозаводам. 'Это невозможно, чтобы непереработанное молоко, прямо от коровы, легально попало в Германию', - говорит Ежи Домбровски из департамента организации сельскохозяйственных рынков ЕС Министерства сельского хозяйства. По закону земледелец, в рамках своей квоты, может продать молоко только отечественному покупателю. Тот, после переработки, сможет его выслать на экспорт. 'Мы ничего не знаем о немецких цистернах. Может быть, какие-то мелькают по западным воеводствам, но это незаконно, какая-то молочная контрабанда', - смеется Радослав Иваньски, представитель АСР. 'Не могу подтвердить сообщений прессы, что не хватает молока', - говорит Збигнев Калиновски, председатель ОСМ Пионтница.
Польско-чешская инфляция
Польские клиенты больше всех чувствуют повышение цен, так как среди стран ЕС наши продукты были самыми дешевыми. Однако скачки цен некоторых продуктов ощущаются тоже в других новых странах-членах. В Венгрии после 1 мая в тамошние магазины потекла река более дешевых (на 25%) молочных продуктов и сыров из Словакии и Словении. 'Это немного успокоило настроение после повышений цен в начале года, связанных с повышением НДС на продукты', - говорит Цезары Бечкевич, коммерческий советник польского посольства в Будапеште. Венгерские СМИ сообщают, что растут цены на землю на озере Балатон, так как покупают ее ирландцы.
На словаков наш рост цен повлиял психологически. Когда до 1 мая поляки стали скупать сахар, об этом сообщила словацкая пресса - и сразу там тоже образовались очереди. Сейчас словаки не могут себе этого простить, потому что сахар лежит в магазинах, а его цена снизилась. Из-за сообщений из Польши словацкие производители на всякий случай предупредили о возможном повышении цен на мясо, хотя пока покупатели из старого ЕС не проявляют особого интереса. Поскольку словацкие говядина, птица и фрукты дороже, чем в Польше, многие земледельцы опасаются конкуренции со стороны наших производителей.
После вступления Чехии в ЕС бананы и рис (как и у нас) стали дороже. Из-за повышения НДС на 14% повысились цены в закусочных и ресторанах. На родине солдата Швейка восприняли это с недовольством. В чешские магазины поплыли большой волной очередные наши экспортные хиты: конфеты, зеленый лук, яблоки, салат, помидоры. С тамошних полок быстро исчезают польские соки 'Тымбарка'. Чехи восхищаются польскими овощами и фруктами, которые на Влтаве всегда пользовались большой популярностью. При социализме у нас развивался частный сектор, работали магазинчики с овощами и фруктами. У них ничего не было, а за последние годы невозможно наверстать упущенное.
Шаг за шагом
Должны ли мы бояться дальнейшего повышения цен? Пока не чувствуется всех изменений на рынке мяса, так как сети гипермаркетов связаны с поставщиками долгосрочными договорами. Стараются повышать цены постепенно, чтобы избежать эффекта скачкообразных повышений. Эксперты успокаивают - больше всего подорожала говядина (особенно ветчина), которая не пользуется повседневным спросом среди поляков. Более ощутимым будет для кошелька 'свиная дыра' и - в меньшей степени, но все-таки - повышение цен на птицу. С похожим опозданием мы испытаем повышение цен молочных продуктов. И чем быстрее будет выбираться квота, тем дороже. Однако когда цена сырья станет слишком высокой, наша сметана или сыры не будут уже так привлекательными для западных клиентов и экспорт перестанет расти в таком быстром темпе. ОСМ Пионтница уже платит земледельцам на Подлясью 1,18 злотых - почти столько, сколько за литр молока получает немецкий сельхозпроизводитель.
'В июне, кроме двух-трех продуктов, мы не заметили повышения', - успокаивает Войцех Сокул из TESCO. Не грозит нам и повышение цен на хлеб, потому что в нынешнем году урожай обещает быть хорошим. По этой же причине низкие цены на овощи и фрукты должны удержаться, даже если спрос в Чехии и Словакии в дальнейшем будет расти.
Клиентов может беспокоить то, что следом за производителями мяса, птицы и молочных продуктов хотят пойти производители макарон и соков. Они хотят поднять цены на свои продукты, объясняя, что им более выгоден экспорт. Работники магазинов подозревают, что в большей степени эти угрозы - своего рода психологическая игра, нацеленная на повышение цен. 'Появляется впечатление, что слова 'новый евросоюзный покупатель' стали для некоторых главным аргументом в переговорах', - говорит Данель Пралат из Интермарч. Но не во всех отраслях разница между старым и новым Евросоюзом настолько велика, чтобы было выгодно перевозить товар на сотни километров. У наших производителей мало известных и узнаваемых на Западе марок. 'Цены рано или поздно приспособятся к возможностям клиентов', - предсказывает Януш Янковяк, главный экономист BRE Банка. А в связи с тем, что наш кошелек не очень толстый, рост цен на такие значимые товары, как мясо или молочные продукты, должен скоро закончиться. Если нет, у занимающегося инфляцией Совета денежной политики и правительства Польши появится очередной повод для забот.
Сотрудничество: Павел Шукала из Праги и Дарек Вечерек из Братиславы