Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Диссертация Пола Хлебникова: большевики загнали Россию в тупик

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В начале 20-го века до большевистской Революции экономика России росла быстрее, чем в какой-либо другой европейской стране. За 15 лет объем промышленного производства вырос вдвое, производительность труда увеличилась наполовину. Россия была серьезным игроком на рынках стали, текстиля и нефти. У нее был избранный народом парламент - Дума. Огромное и все растущее крестьянство начинало обзаводиться землей и превращаться в фермеров. В обществе укреплялся капитализм и формировался средний класс

В начале 20-го века до большевистской Революции экономика России росла быстрее, чем в какой-либо другой европейской стране. За 15 лет объем промышленного производства вырос вдвое, производительность труда увеличилась наполовину. Россия была серьезным игроком на рынках стали, текстиля и нефти. У нее был избранный народом парламент - Дума.

Огромное и все растущее крестьянство начинало обзаводиться землей и превращаться в фермеров. В обществе укреплялся капитализм и формировался средний класс. Выдающийся исследователь русской революции Леонард Шапиро писал: 'Перед [Первой Мировой войной] Россия довольно быстро входила в эпоху процветания'. Шапиро отмечал, что единственное, чего не хватило России для устойчивого развития - время.

Все это я привел, чтобы развеять наконец миф о том, что коммунистам пришлось модернизировать феодальное общество. Многим людям, которых так учили долгие годы, это трудно воспринять, но именно этот известный немногим факт лежал в основе той миссии, которую своей работой исполнял Пол Хлебников. Вера Пола в Россию была не просто эмоциональным порывом. Он понимал, что, не будь большевистского переворота, Россия стала бы демократическим и процветающим государством, таким же, как Великобритания, Франция или Германия, только еще более сильным.

Чтобы лучше понять, в какую страну уходил корнями характер Пола, я позаимствовал у его родных его кандидатскую диссертацию (он защитил ее в Лондонской школе экономики в 1991 году). Она посвящена столыпинским реформам, названным по имени выдающегося русского реформатора Петра Столыпина. В 1911 году Столыпина убили, но его реформы продолжались после его смерти.

Петр Столыпин был либералом в старом значении этого слова - он хотел прежде всего либерализации экономики. Приходилось бороться как против левых социалистов, так и против твердолобых реакционеров. Ни социалисты слева, ни реакция справа не хотели, чтобы крестьяне становились собственниками земли.

Реформы Столыпина имели больше отношения к экономике, чем к политике. Но они дали крестьянам право владеть замлей и работать на себя, а не на феодальную коммуну. При желании крестьянин мог продать землю другим фермерам и переехать в город. Столыпин освободил творческий дух русского человека как раз в то время, когда быстрая индустриализация в городах открыла огромные возможности для развития свободного предпринимательства. Реформы помогли русским начать работать больше, работать более эффективно. Доход на душу населения резко подскочил вверх.

Однако царь, не подумав, ввязался в Первую Мировую войну, и она полностью разрушила то, чего Россия добилась с таким трудом. Российские войска, разбитые, голодные и деморализованные, отказывались подчиняться своим командирам. В стране воцарился хаос, в котором лучше всех сориентировалась ведомая Лениным и Троцким отчаянная банда заговорщиков, больше известная под именем 'большевиков'. Захватив власть, они частью перебили столыпинских вольных фермеров, частью заставили их снова работать на общину. Короче говоря, большевики остановили прогресс.

Я надеюсь, что диссертацию Пола скоро издадут как отдельную книгу. Она послужит своего рода указателем тем, кто хочет помочь бедным странам со стремительно растущим населением не увязнуть в болоте нищеты. Пол убедительно показал, что этого не добиться с помощью государственных программ. Но этого можно добиться, если высвободить частную инициативу и предоставить людям равный доступ к правдивой информации.

С самого первого выпуска русской версии журнала FORBES было ясно видно, что стремился сделать Пол своей работой: он хотел, чтобы Россия снова встала на путь капитализма, демократии и строительства гражданского общества, которым она уверенно шла, пока большевики не загнали ее в тупик. Пол шел к этой цели двумя путями: своей работой он поднимал стандарты журналистского вкуса и одновременно показывал всему миру, насколько глубоко в обществе укоренились коррупция, кумовство и хищничество, стоящие на пути прогресса.

В ближайшем будущем московскому правительству Путина предстоит пройти серьезную проверку. Сумеет ли оно призвать к ответу тех, кто убил Пола и убивает других журналистов? Обойдется ли оно по справедливости с миноритарными акционерами нефтяной компании "ЮКОС"? Готово ли оно откреститься от тех своих сателлитов, кто незаконно называет себя правительством? Готово ли обеспечить реальную свободу слова в России?

Будем надеяться, что Путин повторит путь Столыпина и сделает то, что правильно для страны. Если он воспользуется этой возможностью, то в Россию, с ее огромными ресурсами и высокообразованным населением, можно будет смело вкладывать все что угодно.