Москва, 11 августа 2004 года. Когда прошлым летом российское государство начало кампанию судебного преследования нефтяного магната Михаила Ходорковского, многие союзники и противники правительства усмотрели в этом руку таинственного кремлевского помощника Игоря Сечина.
Сечин, известный бывший сотрудник Комитета государственной безопасности (КГБ), который последовал за президентом Владимиром Путиным в Москву, возглавлял влиятельную кремлевскую фракцию, которая, как утверждают инсайдеры, ненавидела Ходорковского за то, что тот бросил вызов власть предержащим. Клан Сечина ощетинился, например, когда Ходорковский публично намекнул на то, что одна из сделок принадлежащей государству нефтяной компании "Роснефть" была коррумпированной схемой, которая принесла барыши влиятельным инсайдерам.
Год спустя Ходорковский уже сидит в тюрьме в ожидании исхода суда по обвинениям в мошенничестве и уклонении от уплаты налогов, а государство готовится к тому, чтобы расчленить его компанию "ЮКОС", крупнейшего в России нефтедобытчика. В числе тех, кто готов урвать себе кусок на организованной государством поспешной распродаже, мы видим и обиженную компанию "Роснефть". Две недели назад председателем совета директоров "Роснефти" стал Игорь Сечин.
Союзники Путина рисуют его нападки на Ходорковского как часть кампании преследования лиц, известных как олигархи, которые в одночасье разбогатели в ходе зачастую подстроенных распродаж государственной собственности в 1990-х годах. Однако, как заявляют аналитики, политики, лидеры бизнеса и бывшие помощники, в действительности эти нападки могут являть собой создание нового поколения олигархов, лояльных Путину.
Эти источники говорят, что сейчас, когда нефть заменила собой военную силу в роли источника российского могущества, Путин использует ее для того, чтобы утвердиться на мировой арене, в то же время назначая победителей и проигравших у себя дома.
"Поначалу казалось, что все началось из-за персонального конфликта между Путиным и Ходорковским, - заявил в интервью Владимир Милов, который при Путине был до 2002 года заместителем министра энергетики. - Сегодня представляется, что эти нападки связаны с попыткой перераспределения собственности, которая была приватизирована в 90-х годах".
"Есть две группы олигархов, старые и новые, - сказал на брифинге на прошлой неделе экономический советник первого путинского премьер-министра Михаил Делягин. "Новые олигархи одолели старых", и дело "ЮКОСа" попало в суд "только для того, чтобы отнять ресурсы у одной группы олигархов и передать их другой группе".
"Это будет приватизация для близких дружков, как в 1990х годах", добавил Делягин, "единственное отличие в том, что в 1990-х годах осуществлялась приватизация государственной собственности, а в данном случае приватизируется бывшая государственная, а ныне частная собственность".
Важность нефти растет
Путин, кажется, реструктурирует нефтяную индустрию России в момент, когда она обеспечила возвращение страны на мировую арену в качестве крупного игрока.
Согласно официальной статистике, в прошлом месяце суточная добыча нефти в России увеличилась с 6 млн. баррелей (1 американский баррель для нефтепродуктов = 158,78-158,95 л) до нового постсоветского рекордного уровня в 9,3 млн. баррелей. Россия сегодня соперничает с Саудовской Аравией за право называться крупнейшим нефтедобытчиком в мире. Ее важность для мировых нефтяных рынков стала очевидной на прошлой неделе, когда в результате неразберихи с компанией "ЮКОС" мировые цены на нефть взлетели до рекордных высот.
Обеспечиваемая нефтью власть способствовала усилению влияния Путина за рубежом. Китай и Япония пытаются обойти друг друга в погоне за российской нефтью в момент, когда Путин взвешивает, куда тянуть стоящую многие миллиарды долларов нефтяную трубу, чтобы снабжать нефтью одного из азиатских гигантов. Соединенные Штаты Америки пытаются убедить Путина построить новый нефтяной терминал в заполярном Мурманске, чтобы оттуда танкерами доставлять сырую нефть в Америку, однако пока что это предложение отвергается.
Путин, кажется, имеет намерение сначала консолидировать власть над нефтяной индустрией. Российские официальные лица отмечают, что Саудовская Аравия и другие крупные мировые экспортеры нефти сохраняют государственный контроль над своей нефтяной индустрией, тогда как в России нефтяные предприятия были в основном распроданы в 1990-х годах. Сегодня государство контролирует 7% нефтяной индустрии. Если правительство с целью взыскания с компании "ЮКОС" недоимок по налогам заберет себе, как планируется, главную производственную единицу "ЮКОСа" и продаст ее какой-нибудь государственной компании вроде "Роснефти", доля нефтяной индустрии в руках государства возрастет до 18%.
"Роснефть" - не единственный потенциальный бенефициар. В числе других возможных бенефициаров называют контролируемую государством естественную газовую монополию "Газпром" и частную нефтяную компанию "Сургутнефтегаз", которой руководит лояльный государству ветеран советских менеджеров нефтяной индустрии. Однако назначение Сечина на пост председателя совета директоров "Роснефти" подтвердило, что данная компания имеет больше всего шансов выиграть эту гонку.
"Тот факт, что 'Роснефть' заполучила себе столь важную персону, означает, что 'Роснефть', похоже, будет играть более значимую политическую роль и более важную роль в экономике, - сказал Сергей Марков, работающий на Кремль политический консультант. - Это сигнал".
Путин также вмешался в дела нефтяного сектора, повысив для него налоги. В последние месяцы правительство ликвидировало налоговые лазейки, которые использовала компания "ЮКОС", и повысило налоговые ставки на произведенную продукцию. На прошлой неделе парламент утвердил новое увеличение налоговых ставок на добытую нефть и повышение экспортных пошлин на нефть. Путин также лишает местных губернаторов влияния на энергетические ресурсы в своих провинциях с помощью нового плана регулирования экономической деятельности, который на прошлой неделе одобрил парламент.
Путин, сделав компанию "ЮКОС" примером, приручил также другие частные нефтяные компании. Налоговая служба обрушилась на "ЮКОС", вменив этой компании недоимки по налогам на сумму почти 7 млрд. долл. США, причем ожидается, что будут предъявлены новые претензии в связи с использованием этой компанией налоговых лазеек, которые прежде не вызывали нареканий. Нефтяная компания "Сибнефть", контролируемая олигархом, который находится в хороших отношениях с Кремлем, использовала те же лазейки, однако с ней не обошлись так, как с компанией "ЮКОС". Фактически, государственные аудиторы, которые в прошлом месяце изучали финансовую деятельность "Сибнефти", признали законными эти самые налоговые лазейки.
Компания "Лукойл", главный соперник "ЮКОСа", добровольно уплатила в государственную казну 200 млн. долл., чтобы компенсировать использование все тех же налоговых лазеек, хотя государство этого от нее не требовало. Данный поступок вызвал одобрение союзников Путина как пример для других. "Если целью является минимизация налогов, то это незаконно, - сказал, имея в виду налоговые лазейки, вице-президент и совладелец компании "Лукойл" Леонид Федун. - Подобные уловки существуют почти во всех налоговых кодексах стран мира. Мы решили отказаться от всех схем минимизации налогов".
В интервью Федун не оспаривал утверждения о том, что "Лукойл" поддерживает дружеские отношения с Кремлем. "По нашему мнению, это хорошо, что сегодня государство господствует в нефтяной отрасли, - сказал он. - Нефть - стратегический товар, и конечно же государство должно участвовать. . . ибо нефть является основой нашей экономики".
Иностранные фирмы смотрят в будущее
Путин, преследуя компанию "ЮКОС", в то же время пытается заверить иностранных инвесторов, что у него нет намерения ренационализировать нефтяную индустрию. В прошлом месяце, в тот самый день, когда правительство объявило, что готово продать свою остающуюся долю (7,59%) в компании "Лукойл", Путин встречался с президентом компании "ConocoPhillips" Джеймсом Мульвой (James J. Mulva). На прошлой неделе чиновники установили минимальную цену этого пакета акций в размере 1,26 млрд. долл., и большинство считает, что фаворитом государства является компания "ConocoPhillips".
Другие иностранные компании с тревогой наблюдают за сагой "ЮКОСа", опасаясь делать новые инвестиции в России, но в то же время не желая отказываться от нефтяных резервов, которые являются одними из крупнейших в мире.
"Существует ли озабоченность в связи с делом 'ЮКОСа'? Да, разумеется, - сказал президент нефтяной компании ТНК-BP Роберт Дадли (Robert Dudley). - Однако нам представляется, что ситуация с 'ЮКОСом' являет собой особый набор обстоятельств, и что она не повлияла на то, как мы намерены вести наши дела".
ТНК-ВР была создана в прошлом году как совместное (50:50) предприятие российской "Тюменской нефтяной компании" и английской компании "British Petroleum", которая вложила в новую компанию 7,5 млрд. долл., что стало крупнейшей иностранной инвестицией в истории России. России отчаянно нужен иностранный капитал, чтобы осваивать новые нефтегазовые месторождения. Дадли и другие менеджеры нефтяной отрасли опасаются, что приток новых инвестиций может затормозиться из-за дела "ЮКОСа".
"ВР это не обескуражило, - сказал Дадли. - Вы можете видеть, что мы собираемся продолжать ежегодно инвестировать в ТНК- ВР солидные суммы. Однако, что касается подобных капиталоемких долговременных инвестиций, прежде чем их делать, люди должны иметь уверенность, и нам еще предстоит увидеть, не отпугнет ли их ситуация с компанией 'ЮКОС'".
Другие сомневаются, что иностранные инвесторы захотят пойти на такой риск. "Как можно знать, что произойдет дальше? - вопрошает Стефен О'Салливэн (Stephen O'Sullivan), аналитик московского брокерского дома "Объединенная финансовая группа". - А не возьмутся ли власти за кого-то еще?"
Милов, бывший чиновник министерства энергетики, который сегодня возглавляет некоммерческий Институт энергетической политики, сказал, что дело "ЮКОСа" ставит под угрозу восстановление России. "Это очень опасная вещь для российской экономики, - сказал он. - 'ЮКОС' был одним из лидеров российского восстановления. . . Те, кто возглавляет нападки на 'ЮКОС', быть может, не понимают, что делают с нефтяным сектором и с экономикой в целом - или, если понимают, то им на это наплевать".
"Эффект 'ЮКОСа'"
Инвестиционная компания "Тройка Диалог" назвала "народной нефтью" ту новую индустрию, которая появилась после дела "ЮКОСа", и в опубликованном на прошлой неделе докладе предсказала, что это дело "кончится тем, что мы получим в меньшей степени отвечающую критерию 'стоимость-эффективность', облагаемую более высокими налогами, склонную к большему расходованию капиталов и менее прозрачную для миноритарных акционеров отрасль". В этом докладе прогноз долговременного роста российской нефтяной индустрии из-за "эффекта 'ЮКОСа'" снижен на 3%.
Локомотивом роста российской нефтяной индустрии выступают частные предприятия. Согласно данным доклада Организации экономического сотрудничества и развития, в период с 1998 про 2003 года объем добычи нефти тремя крупнейшими частными компаниями России увеличился на 90%, в сравнении с минимальным ростом объема добычи государственными компаниями. В этом докладе сказано, что на долю частных нефтяных компаний пришлось до четверти всего недавнего экономического роста России.
Новый председатель совета директоров "Роснефти" не имеет опыта работы в нефтяной отрасли. Сечин, которому сегодня 43 года, изучал французский и португальский языки в Ленинградском государственном университете, и, согласно сообщениям российских новостных агентств, был завербован КГБ. Он отправился в Африку в качестве переводчика одной советской компании по экспорту промышленного оборудования, а по возвращении работал в городском совете Ленинграда, позже переименованного в Санкт-Петербург. В 1991 году он стал помощником Путина, в то время чиновника городской мэрии, и в дальнейшем последовал за растущим по служебной лестнице боссом.
Сечин, сегодня занимающий должность заместителя главы президентской администрации, редко появляется на публике и не дает интервью. Вместе с другим заместителем, Виктором Ивановым, тоже ветераном КГБ, он возглавляет клан сторонников жесткой линии, так называемых "силовиков". У него имеется возможность изнутри влиять на следователей, ведущих дело "ЮКОСа", поскольку дочь Сечина в прошлом году, якобы, вышла замуж за сына Генерального прокурора России Владимира Устинова.
Усиление влияния "силовиков" порождает страх. Когда телевизионный канал НТВ спросил Аркадия Вольского, президента Российского союза промышленников и предпринимателей, кто, по его мнению, стоит за нападками на "ЮКОС", он отказался отвечать. "Я очень боюсь называть имена сейчас, - сказал он. - Я просто напуган. В конце концов, у меня шестеро внуков, и я хочу, чтобы они были живы".