По заявлению финансового директора российской нефтяной компании "ЮКОС" Брюса Мизамора (Bruce Misamore), нефтяной гигант может объявить о своей неплатежеспособности в течение нескольких следующих дней, если власти не прекратят давление, которое они оказывают на компанию все последнее время.
В интервью, данном Financial Times в самый разгар противоречий между компанией и властями, господин Мизамор сказал:
- Если окажется, что у [компании] нет денег, чтобы осуществлять платежи, мы будем вынуждены объявить себя банкротами. Я полагаю, что это весьма вероятно. Банкротство - это не так уж плохо, если все делать по закону.
По словам Брюса Мизамора, власти забирают у компании примерно половину поступлений, составляющих 1,8 миллиарда долларов в месяц, замораживая активы компании и связанные с ней банковские счета, а также снимая со счетов деньги по предписанию суда. "Они подметают все деньги. Нам не подняться", - считает финансовый директор "ЮКОСа".
Недавнее повышение цен на нефть, которое частично стало результатом рисков, связанных с поставками "ЮКОСа", дало ему денег "еще на несколько дней", но на общую ситуацию никакого влияния не оказало, и деньги должны были кончиться к "середине" текущего месяца.
Далее господин Мизамор сообщил, что банки-кредиторы "ЮКОСа" уже начали в соответствии со своими правами забирать деньги со счетов компании после официального предупреждения о возможном дефолте "ЮКОСа" по их кредитам. До сего момента они забрали 40 миллионов долларов, но в ближайшие недели эта цифра, скорее всего, увеличится как минимум в два раза.
Он сказал, что комитет управляющих "ЮКОСа" собирался на этой (прошлой - пер.) неделе для пересмотра запланированного уровня снижения капитальных вложений и операционных расходов, что, считает он, "может очень негативно отразиться на [объемах] добычи нефти".
Мизамор добавил, что в результате в абсолютных цифрах объемы добычи нефти не снизятся, но запланированные темпы роста, скоре всего, упадут. При этом, сказал он, последнее соглашение с государственной компанией, занимающейся транспортировкой нефти через нефтепроводы и по железной дороге заключено до конца августа, после чего возможности "ЮКОСа" по поставке нефти на экспорт будут серьезно ограничены.
Пока собрание совета директоров компании не планируется, однако, по словам Мизамора, с членами совета проводятся телефонные переговоры, и менеджеры обязательно будут добиваться одобрения советом директоров любого решения, связанного с банкротством.
Он подчеркнул, что у власти есть несколько способов ослабить давление на "ЮКОС", включая возврат налога на добавленную стоимость в сумме до 1,7 миллиарда долларов, отзыва судебных распоряжений на заморозку активов и ограничений на продажу активов для выплаты задолженности.
В последние две недели, по его словам, менеджмент "ЮКОСа" добивается активной связи с правительством по вопросу отсрочки выплаты налоговых недоимок, но пока никакого вразумительного ответа от властей не поступило.