Ее экономика растет четвертый год подряд, мировые цены на нефть перешагнули отметку в 45 долларов за баррель, и Россия опять заважничала. Став вторым по величине производителем нефти в мире после Саудовской Аравии, страна пытается представить себя важным поставщиком, альтернативой все более нестабильному Ближнему Востоку.
Однако поставки из самой России сейчас не кажутся такими уж стабильными. Затянувшаяся борьба Кремля с крупнейшим производителем и экспортером нефти страны, 'Юкосом', заставили многих пугливых трейдеров усомниться в надежности российского экспорта и способствовали росту цен на необычно напряженном мировом рынке нефти.
Дело 'Юкоса' началось в октябре прошлого года, когда правительство арестовало основателя компании Михаила Ходорковского. Официально его обвиняют в мошенничестве и уклонении от уплаты налогов, но многие полагают, что арест стал наказанием за то, что бизнесмен поддерживал оппозиционные президенту Владимиру Путину политические партии.
Вскоре после этого 'Юкос' обвинили в неуплате налогов за 2000 год в размере 3,4 млрд. долларов. По мнению некоторых аналитиков, сумма претензий до 2003 года включительно может составить 10 млрд. долларов. В то же время правительство наложило запрет на продажу активов компании и заморозило ее банковские счета. Акции нефтяного гиганта рухнули, в то время как обеспокоенность гарантированностью поставок нефти резко возросла, поскольку появились опасения, что Кремль добивается банкротства компании.
Эксперты в отрасли расходятся во мнении, выживет ли 'Юкос' в своей нынешней форме, но они единодушно отвергают страхи того, что Россия не намерена оставаться нефтяной сверхдержавой. Они, как и правительство, указывают на то, что несмотря на ситуацию с 'Юкосом', добыча нефти в стране не сократилась ни на баррель.
И действительно, на протяжении прошедшего года объемы добычи в России уверенно росли. А министр промышленности и энергетики Виктор Христенко в среду постарался официально уверить Путина и весь мир, что ситуация с 'Юкосом' не повредит экспорту.
'Добыча неуклонно растет', - сообщил он президенту, и эти слова стали главной новостью дня. В первые семь месяцев текущего года Россия добыла около 2 млрд. баррелей нефти, а к концу года этот показатель составит 3,3 млрд. баррелей, сказал Христенко. В 2003 году Россия добыла 3,073 млрд. баррелей.
Скорее всего, какое-то время нефтяные рынки останутся неспокойными. Причины - саботаж в Ираке, сегодняшний референдум в Венесуэле о досрочном освобождении от должности президента Уго Чавеса (Hugo Chavez) и ситуация с 'Юкосом', который до 31 августа должен погасить налоговую задолженность за 2000 год. Но Кремль вряд ли позволит, чтобы кампания против Ходорковского серьезно повлияла на экспорт нефти, полагают аналитики и представители нефтяной отрасли.
Во-первых, Россия может добывать больше нефти, чем способны экспортировать ее трубопроводы, а значит, любое сокращение добычи 'Юкосом' может быть легко компенсировано кем-то еще. Во-вторых, высокие цены приносят стране неожиданно высокие доходы. И, наконец, Кремль вряд ли станет рисковать навлечь на себя международное неодобрение, перекрыв экспорт 'Юкоса'.
'Это уничтожит международное положение России', говорит Кристофер Уифер (Christopher Weafer), главный стратег Альфа-банка. 'Кремль не будет рисковать своим положением в мировой экономике, совершая ни много ни мало глобальный экономический теракт'.
В некотором смысле Кремль сам, возможно, был удивлен эффектом, который дело 'Юкоса' оказало на мировой рынок нефти. 'Россия стала серьезной силой на мировом нефтяном рынке, какой она не была с 1960х, когда ее экспорт стимулировал появление ОПЕК', - указывает Дэниэл Йергин (Daniel Yergin), председатель Кэмбриджской ассоциации энергетических исследований (Кэмбридж, штат Массачусетс).
Однако, добавляет он, в иное время кампания против 'Юкоса' не возымела бы такого действия. Частично это произошло из-за того, что сейчас спрос на рынке превышает предложение даже больше, чем во время нефтяного кризиса 1973 года.
Тем не менее Кремль не мог не понимать, насколько важен 'Юкос' для статуса России как нефтяного государства. В прошлом году компания добыла 591 млн. баррелей сырой нефти, почти 20% всей нефти, добытой в России. Резервы нефтяного гиганта составляют 14,7 млрд. долларов, чуть меньше, чем у членов ОПЕК Алжира и Индонезии вместе взятых.
Это помогает понять, почему дело 'Юкоса' вызвало такой мощный резонанс во всем мире. 'Если бы не 'Юкос', мы бы не перешагнули за 45 долларов', говорит Фадель Гейт (Fadel Gheit), нефтяной аналитик компании Oppenheimer & Company.
Представители российской нефтяной отрасли говорят, что предлагают иностранцам получше присмотреться к способности страны предотвращать резкий рост цен. 'Сегодня Россия играет очень важную роль в стабильности мировых нефтяных рынков', указывает Виктор Вексельберг, один из основателей крупной нефтяной компании 'ТНК'.
Он указал, что его компания создала совместное предприятие с British Petroleum, ТНК-ВР. Хотя на настоящий момент это единственное крупное капиталовложение иностранной компании в российскую энергетику, другие могут быть не за горами, считает Вексельберг. 'То, что ВР и некоторые другие транснациональные компании идут сюда, означает, что они считают Россию стабильным поставщиком и участником мирового рынка нефти', добавил он.
Несмотря на оптимистичные прогнозы по российской нефтяной отрасли в целом, сейчас инвесторы ожидают, что правительство продаст с аукциона основной нефтедобывающий актив 'Юкоса' для погашения задолженности компании. На 'Юганскнефтегаз', расположенный в Западной Сибири, приходится 60% нефти, добываемой 'Юкосом', и более 70% его запасов. Теперь он может оказаться в руках соперника, вероятно, более дружественного Кремлю. Что в этом случае произойдет с миноритарными акционерами, остается неясным.
В четверг министерство юстиции назначило инвестиционный банк Dresdner Kleinwort Wasserstein оценщиком 'Юганска'. По мнению аналитиков, стоимость компании составляет от 10 до 20 млрд. долларов.
То, что правительство закручивает финансовые гайки 'Юкоса', не вызывает сомнений. На этой неделе власти объявили, что по условию кредитов банки-кредиторы могут начать конфисковывать доход от экспорта нефти, поскольку компании был объявлен дефолт по двум задолженностям - в июле по кредиту в 1 млрд. долларов, организованный Societe Generale, Citigroup и др., и недавно по кредиту 1,6 млрд. долларов, организованный группой 'Менатеп', инвестиционной компанией Ходорковского и держателем контрольного пакета 'Юкоса'.
Однако, по мнению экспертов, даже если 'Юкос' окажется в других руках, статусу России как мирового производителя нефти ничего не грозит.
В следующем десятилетии объемы добычи в России и на Каспии будут расти так же быстро, как на Ближнем Востоке, предсказывает Йергин. 'Россия - важный игрок, сверхдержава, в том что касается нефти и газа', заявляет он.
Вопрос следующий: Кому сверхдержава позволит владеть этими нефтяными активами? Очевидно, что Кремль хочет играть более важную роль в нефтегазовом секторе, считающийся стратегическим сектором экономики. Но при правительственном контроле объемы добычи могут расти медленнее, чем при частном владении, когда олигархи и другие бизнесмены пытаются максимально увеличить прибыль.
'У России огромный потенциал, - полагает Гейт. - Он недостаточно разведан и разработан, и иностранные нефтяные компании, имеющие необходимые средства, жаждут получить доступ к ее резервам. Но никто не пойдет в Россию, если там могут запросто забирать компании, как это происходит с 'Юкосом''.