Президентские выборы, намеченные на конец октября, дают знать о своем приближении. Все острее становится не только внутриполитическое противостояние. В предвыборной борьбе, когда кандидаты надеются поставить в затруднительное положение соперника, всегда играет также роль внешнеполитическая сторона дела.
При этом в одинаковой мере используется не только вопрос щепетильных отношений Украины с Россией, но и вопрос отношений с Америкой и ЕС. Так что порой кажется, что впереди новый раунд политических метаний Киева между Востоком и Западом. Однако Украина придерживается своей цели, направленной на интеграцию в евро-атлантических структурах. Украина вопреки спекуляциям не уйдет и из украинского военного порта Севастополь на Черном море, то есть ни в коем случае не передаст его русским. Исходя из содержания переговоров американского министра обороны Рамсфелда с украинским руководством (Rumsfeld), которые прошли в конце прошедшей недели, можно констатировать, что Украина пока не планирует выводить своих военнослужащих из Ирака.
В частности, в начале июля Совет безопасности и обороны Украины под председательством президента Кучмы изъял из украинской оборонной доктрины пассаж, в котором шла речь о необходимости быстрого вступления в НАТО и ЕС. В середине июля он подписал распоряжение об изменении этого положения. Однако принципиальной готовности украинской стороны к интеграции новая редакция пассажа не затрагивала. В конце июля, накануне встречи Кучмы с российским президентом Путиным, оппозиционные средства массовой информации опубликовали измененный пассаж доктрины, почти считая, что Кучма, которого они и без того обвиняли в распродаже украинских интересов России, снова качнул маятник в сторону Востока. Он тем самым якобы преследовал цель добиться у русских расположения к своему кандидату на пост президента, к действующему главе правительства Виктору Януковичу.
Однако несколько позднее министр обороны Евгений Марчук и заместитель министра иностранных дел Олег Шамшур заявили перед общественностью, что 'цель интеграции с Западом' сохраняется. Уже сегодня Украина вносит в европейскую и в международную безопасность больший вклад, чем некоторые члены НАТО. Наконец, уже в эти дни Кучма в беседе с корреспондентом газеты 'Факты' отверг утверждения, будто Украина изменила свои долгосрочные планы. Впрочем, одновременно он высказал мнение, что для Украины было бы 'наивным' ждать, что все политические и социально-экономические проблемы могут быть решены с помощью тесного сотрудничества с ЕС и НАТО. Сегодня к этому более трезвый подход. Кучма повторил в принципе то, что ему пока приходится слышать из Брюсселя: то, что, мол, Украина, прежде чем начинать разговор о вступлении в НАТО и в ЕС, должна сначала решить свои внутренние проблемы. Рамсфелд в конце прошедшей недели все же подтвердил, что Украина 'идет очень конструктивным путем, ведущем в НАТО'. В том же интервью газете Кучма подтвердил, что Севастополь является и останется впредь главной базой украинского военно-морского флота. Представители западных военных кругов в Киеве и до этого не верили в сообщения о предстоящем отводе украинских кораблей или даже о намерении Киева отказаться от Севастополя.
Международная общественность с беспокойством отреагировала также на сообщения о том, что украинское руководство будто бы собирается вывести из Ирака бригаду, насчитывающую 1600 человек личного состава и действующую в зоне по поддержанию стабильности Центр/Юг под польским командованием. В начале августа Янукович заявил с учетом предстоящих выборов, что хотел бы, чтобы Совет безопасности и обороны сначала принял решение о сокращении украинского контингента. Большинство украинского населения выступает против присутствия в Ираке. Для главы правительства главным, видимо, было то, чтобы привлечь на свою сторону голоса коммунистов, которые с самого начала были против отправки войск и требовали в парламенте их вывода. Марчук был вынужден в очередной раз делать заявления и уточнения. Согласно им, украинцы, как и планировалось, заменят свой контингент. При этом численность личного состава уменьшена не будет. Газета 'День' сообщала, что численность личного состава будет даже доведена с 1576 до 1722 человек. В Киеве больше думают о следующем годе, когда в Ираке пройдут выборы. Какая структура будет тогда у украинского контингента войск, будет ли он сокращен или, возможно, даже выведен, зависит от того, как будет развиваться ситуация с внутренней безопасностью в Ираке, и как быстро иракцы смогут навести порядок сами. С этим, очевидно, согласились в конце прошедшей недели и Рамсфелд, и Марчук.
Не хотел отставать в вопросе использования проблемы присутствия в Ираке в ходе предвыборной борьбы и соперник Януковича Виктор Ющенко из реформаторского движения 'Наша Украина', несмотря на то, что он считается 'человеком Вашингтона'. Ющенко заявил, что если станет президентом, то вернет украинские войска домой. Правящий политический лагерь во главе с Кучмой, препятствующий демократическому развитию в своей собственной стране, не в состоянии помочь развитию демократии в Ираке, сказал он. Отправка войск должна была послужить лишь той цели, чтобы отвлечь от недостатков в своей собственной стране и уйти от критики извне, точнее, со стороны Америки.