Почти 700 лет Кенигсберг назывался Кенигсбергом. Ничего удивительного, что большинству немцев, если они вообще знают город, приходится нелегко, когда говорят о Калининграде. С политической точки зрения, конечно, корректно говорить в кинокартине, посвященной Калининграду, только о Калининграде. Но все же, то, что прежнее название появляется лишь на 15-й минуте ленты, это несколько поздновато. Расположенный к стилю арт зритель, человек, без сомнения образованный, видимо поймет, о чем идет речь, но многие другие станут задаваться вопросом, а почему они должны интересоваться сторожевым постом России на ее внешних границах.
Причина этого кроется, прежде всего, в том, что Мальгорцата Бука (Malgorzata Bucka) сужает историю города до ее новейшей истории. Можно ли вообще снимать фильм о Калининграде, совершенно не упоминая о Кенигсберге? Разве не стоило бы упомянуть, по меньшей мере, каким-нибудь придаточным предложением о памятниках архитектуры, которые были разрушены в 1945 году Красной Армией во время осады? Или, на крайний случай, о философе Иммануиле Канте (Immanuel Kant)?
Ничего этого нет. Калининград это не Кенигсберг - и баста. Но если это так, то хотелось бы очень знать, кем все же был господин Калинин, имени которого обязан город (один из руководителей во время Октябрьской революции, советский деятель с 1919 года по 1946 год, в этот период времени - номинальный глава государства СССР). Об этом тоже ни разу не говорится.
Калининград - российский эксклав в Европе - тема вечера. Название фильма Бука 'Русский джокер' обещает увидеть поучительную пьесу на тему политической стратегии, история в которой должна была бы играть тем более важную роль: целый город в качестве залога. Однако затем узнаешь о том, как трудно добираться на автобусе или на поезде из российского эксклава до Москвы: вокруг теперь вражеское зарубежье, более того, государства НАТО. И транзитным пассажирам для поездки в Литву нужна виза ЕС.
Но от политического покера нет и следа. Фильм в большей мере делает ставку на эмоциональный фактор и показывает на примере женщины, связанной с деятельностью в сфере средств массовой информации, сколь ограниченными являются профессиональные и экономические перспективы в городе. В то же время намного реже упоминается ее отец, тележурналист, освещающий политические события, программа которого 'Между строк', несмотря на это, оказывается, в конечном счете, закрытой.
Свое место находит все же военный аспект: порт Балтийск - единственный незамерзающий выход России в Балтийское море. Это вторая часть вечера ('Балтийск - последний трофей России' Хайо Обухова /Hajo Obuchoff и Йохена Трауптмана /Jochen Trauptmann, 21.30). Кстати, информативная ценность, по сравнению с фильмом Бука, находится в разумных пределах. Авторам удалось во время учений побыть какое-то время на противолодочном корабле, поговорить с парой капитан-лейтенантов, заглянуть в тарелку к матросам: день завершается гречневой кашей. Несколько лет назад подобная открытость была бы сенсационной, но и сегодня она не является далеко само собой разумеющейся.
В последнем разделе Штефан Кюнрих (Stephan Kühnrich) обращается к проблеме защиты окружающей среды в Калининграде ('Балтийский коктейль', 22.15). Это, видимо, собственно, и является залогом: Путин будет просить ЕС раскошелиться, если стоит задача сохранения культурного наследия Кенигсберга. Правда, если таковые еще есть в наличии.