Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Пентагон создает собственный интернет

Пентагоновская "всемирная паутина" предназначается для войн будущего

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Пентагон создает собственный интернет, военную "всемирную паутину" для войн будущего. Поставлена цель обеспечить американских командиров и бойцов движущимся изображением всех зарубежных противников и угроз - показать им поле боя с высоты птичьего полета.

13 ноября 2004 года. Пентагон создает собственный интернет, военную "всемирную паутину" для войн будущего. Поставлена цель обеспечить американских командиров и бойцов движущимся изображением всех зарубежных противников и угроз - показать им поле боя с высоты птичьего полета.

Этот "интернет в небе", заявил конгрессу США помощник министра ВВС Питер Титс (Peter Teets), позволит морским пехотинцам в бронеавтомобиле "Humvee" где-нибудь на краю света, в самый разгар ливня с ураганом раскрыть свои ноутбуки, запросить видеокартинку со спутника-шпиона и загрузить ее в компьютер в какие-то секунды.

Пентагон именует эту защищенную от помех и перехвата сеть Глобальной информационной сетью (Global Information Grid, or GIG). Первые кабели этой задуманной 6 лет назад сети были уложены в землю 6 недель назад. Может потребоваться до 20 лет и сотни миллиардов долларов, чтобы построить новую военную сеть и ее компоненты.

Скептики говорят, что расходы являются умопомрачительно большими, а технические трудности огромными.

Винт Церф (Vint Cerf), один из отцов интернета и консультант Пентагона по военной сети, сказал, что сомневается в практической осуществимости военной сети. "Я хочу быть уверенным, что то, что мы делаем, является предвидением, а не галлюцинациями", - сказал г-н Церф.

"Это напоминает проект 'Звездные войны', к которому подошли по принципу 'Начинаем строить систему', тогда как технологии для нее значительно отставали", - сказал он. - Нет ничего плохого в амбициозных замыслах. Нужно только соотносить их с физикой и с реальностью".

Сторонники говорят, что завязанные в единую сеть компьютеры станут самым мощным оружием в американском арсенале. Объединение систем оружия, разведки и солдат в опоясывающую земной шар сеть - то, что именуется компьютеризованной войной - позволит, по их словам, изменить военное дело так же, как интернет изменил бизнес и культуру.

"Пожалуй, единственная в наших вооруженных силах наиболее пригодная для трансформации вещь, - сказал министр обороны США Дональд Рамсфелд (Donald H. Rumsfeld), - не будет являться системой оружия, а просто набором беспроводных соединений".

Американские вооруженные силы, создаваемые для борьбы со странами и с их армиями, сегодня сталкиваются с не имеющим государственной принадлежности противником без реактивных самолетов, танков, кораблей или генерального штаба. Мгновенная отправка секретной разведывательной информации и указаний солдатам на поле боя в теории должна сделать вооруженные силы более быстрыми и более проворными в борьбе против безликого врага.

Роберт Стивенс (Robert J. Stevens), генеральный директор крупнейшего в США военного подрядчика, "Lockheed Martin Corp.", сказал, что ему видится "высокозащищенный от помех и перехвата интернет, в котором объединена деятельность военных и разведывательных служб", и который будет влиять на характер войны в 21-м веке так же сильно, как ядерное оружие влияло на 'холодную войну'".

Любой военнослужащий будет иметь "картинку поля боя с высоты птичьего полета", сказал он. А это реальная сила.

Пентагоновские традиционалисты, однако, спрашивают, а не является ли компьютеризованная война не более чем дорогостоящей фантазией. Они указывают на уличные бои в Эль-Фаллудже и в Багдаде, отмечая, что огневая мощь и броневая защита все еще значат больше, чем волоконно-оптические кабели и беспроводные соединения.

Однако самым большим препятствием для создания военной сети, возможно, будут военные чиновники. Десятилетиями армия, военно-морские силы (ВМС), военно-воздушные силы (ВВС) и корпус морской пехоты создают собственное оружие и традиции. Военная сеть, говорят ее сторонники, разрушит эти старые порядки.

Идеи этой новой войны определяют многие из пентагоновских планов расходов на предстоящие 10-15 лет. Некоторые статьи расходов являются секретными, но уже потрачены миллиарды долларов.

Обеспечение соединений в сети для компьютеризованной войны обойдется, как минимум, в 24 млрд. долл. в ближайшие 5 лет - больше, чем расходы (в сегодняшних долларах) на Манхэттенский проект создания атомной бомбы. Помимо этого, проект кодирования данных обойдется в 5 млрд. долл.

Десятки тысяч новых радиостанций будут стоить, вероятно, 25 млрд. долл. Спутниковые системы разведки, наблюдения и связи обойдутся еще в десятки миллиардов. Только программа армии по созданию военной сети оценивается в 120 млрд. долл.

В целом, как свидетельствуют документы Пентагона, создание аппаратной части и программного обеспечения для военной сети обойдется в 200 млрд. долл. или больше. "Вопрос упирается в стоимость и в наличие технологий", - сказал бывший заместитель министра обороны США Джон Хамр (John Hamre), который сегодня является президентом Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне.

"Мы хотим всегда все знать повсюду в мире? Отлично, - сказал г-н Хамр. - Знаем ли мы, что собой представляет этот всевидящий глаз, который мы собираемся вывести в космос? Черт возьми, нет!".

Военные "хотят знать все", что представляет интерес, причем "постоянно", если верить словам Стивена Кэмбона (Steven A. Cambone), помощника министра обороны США по разведке. Он заявил конгрессу США, что военная разведывательная информация - в том числе полученная с помощью секретной спутниковой системы наблюдения, которая охватывает большую часть территории планеты - будет подключена к военной сети и станет доступной для войск.

Джон Гэринг (John Garing), директор стратегического планирования в Агентстве информационной безопасности Министерства обороны США (Defense Information Security Agency), которое сейчас начинает создавать военную сеть, сказал: "Суть компьютеризованной войны - наша способность развертывать боевые силы в любом месте в любое время. Ключом к этому являются информационные технологии".

Военные подрядчики - и создатели информационных технологий, обыкновенно не имеющих отношения к системам оружия - 28 сентября с.г. образовали консорциум для разработки военного интернета. В эту группу входят военные подрядчики первого уровня (А-list contractors) и технологические воротилы вроде "Boeing", "Cisco Systems", "Factiva" (совместное предприятие компаний "DOW Jones" и "Reuters"), "General Dynamics, "Hewlett-Packard", "Honeywell", IBM, "Lockheed Martin", "Microsoft", "Northrop Grumman", "Oracle", 'Raytheon" и "Sun Microsystems". Они работают над тем, чтобы увязать вместе системы оружия, разведки и связи в бесшовную сеть.

Пентагон уже дважды пытался сделать это.

Американская Всемирная система боевого управления и связи (Worldwide Military Command and Control System), созданная в 1960-х годах, частенько отказывала во времена кризисов. Обошедшаяся в 25 млрд. долл. система "Milstar", которая пришла ей на смену, была завершена в 2003 году, после двух десятилетий работы. Официальные лица Пентагона говорят, что она уже устарела: это скорее коммутатор, чем сервер, скорее система дискового набора, чем широкополосная система; она не способна работать с технологиями 21-го века.

Пентагоновские ученые и инженеры 40 лет назад изобрели системы, которые впоследствии стали интернетом. На всем протяжении "холодной войны" их компьютерная мощь опережала остальной мир.

Затем мир их затмил. Вооруженные силы и разведка США начали отставать, когда интернет десятилетие назад вышел на коммерческую арену. Военная сеть является "попыткой догнать", сказал г-н Церф.

Она понемногу развивается вот уже 6 лет. В 1999 году официальные лица Пентагона сказали конгрессу США, что "эта монументальная работа потребует четверти века или больше". В этом году предвидение стало более конкретным, и чиновники Пентагона начала разъяснять конгрессу кое-какие подробности.

Общий размах проекта был описан в июле Бюджетно-финансовым управлением США, которое следит за всем в интересах конгресса.

Многие новые системы оружия и спутники, стоящие многие миллиарды долларов, находятся в "критической зависимости от будущей сети", сообщило это управление. "Несмотря на огромные трудности и риски - многие из которых пока не удалось преодолеть в менее масштабных проектах вроде противоракетной обороны - Пентагон зависит от Глобальной информационной сети в вопросах фундаментальной трансформации способов ведения войны".

По свидетельству директора пентагоновского Управления развития вооруженных сил (Pentagon's Office of Force Transformation) Арта Гебровски (Art Cebrowski), "Мы в действительности ведем речь о новой теории войны".

Линтон Уэллс-второй (Linton Wells II), главный информационный офицер Министерства обороны США, сказал, что принципы компьютеризованной войны становятся "центром притяжения" для органов военного планирования.

"Принципы компьютеризованной войны согласованы во всем Министерстве обороны, - сказал г-н Уэллс, который руководит Управлением интеграции сетей связи и информации (Office of Networks and Information Integration). - Высшие военачальники могут их формулировать. Но нам еще многое предстоит сделать в плане того, чтобы объяснить, почему нам нужно истратить Х миллиардов долларов на определенную программу. В схватке между устройствами и цифрами устройства имеют тенденцию побеждать".

Он сказал, что 24 млрд. долл. будут в предстоящие 5 лет потрачены на строительство новых соединений для военной сети. "Несомненно, они дороги, - сказал г-н Уэллс. - Создание технологий всегда требует больших денег".

Сторонники военной сети признают, что объединение американских вооруженных сил и разведывательных систем в единую сеть является исключительно трудным делом.

В вооруженных силах полно "представителей ведомств, сидящих за ведомственными пультами управления и расшифровывающих ведомственные значки", говоря словами начальника штаба ВВС США генерала Джона Джампера (John Jumper). "А что если машины сами будут разговаривать друг с другом?" - спросил он.

Такой видится новая военная сеть: военные машины с общим языком для всех видов вооруженных сил, родов войск (сил) и служб, которые станут передавать и принимать целые фолианты информации, несущей смерть всем врагам.

Для того чтобы сделать это видение реалией, военные должны решить одну неизменную проблему. Все упирается в ширину полосы частот.

Ширина полосы определяет, сколько данных может быть передано по каналу связи между двумя электронными устройствами. Если полоса слишком узкая, то для гражданских лиц это означает, что придется бесконечно долго дожидаться, пока будет передана одна веб-страница. Слишком узкая полоса для солдата означает, что военный интернет не будет работать.

Требования к ширине полосы кажутся бездонными. Военным, согласно оценке одного исследования "Rand Corp.", потребуется в 40-50 раз более широкая полоса, чем та, которая использовалась в прошлом году, в разгар иракской войны, и тогда солдаты на поле боя будут иметь в своем распоряжении ширину полосы, достаточную для загрузки в компьютер трех полнометражных художественных кинофильмов в секунду.

Исследовательская служба конгресса США заявила, что армия, несмотря на свои планы израсходовать 20 млрд. долл. на эту проблему, может, в конечном счете, получить ширину полосы в 10 раз меньше, чем ей требуется. Армия в своем опубликованном в мае с.г. докладе об изучении иракского опыта сообщила, что "наверное, никогда не будет достаточно ресурсов, чтобы создать полную и функционирующую сеть связи, датчиков и систем для всего мира".

Уже сегодня "пробки" являются частым явлением. В Ираке фронтовые командиры и солдаты нередко сталкиваются с "зависаниями" компьютерных программ. "Для того чтобы компьютеризованная война стала реальностью, - сказал специалист по вопросам расширения полосы частот из Управления интеграции сетей связи и информации Тони Монтемарано (Tony Montemarano), нам придется безудержно расширять полосу частот".

Военные должны также поменять собственную культуру.

Десятилетиями армия, ВМС, ВВС и Корпус морской пехоты создавали собственные системы оружия, радиостанции, частоты и традиции. Они берегут свои "кувшины риса" - свои сферы влияния - от соперничающих видов вооруженных сил.

Но то, о чем мечтает г-н Рамсфелд, зависит от оперативной совместимости: от способности всех четырех видов вооруженных сил проводить совместные боевые операции.

В компьютеризованной войне "не будет армии, ВМС, ВВС и Корпуса морской пехоты", но будет единая военная структура, сказал бывший вице-председатель Комитета начальников штабов США Уильям Оуэнс (William Owens).

Для пентагоновских мечтателей, сказал г-н Монтемарано, "самым крупным единичным препятствием является культура".

"Разбить все эти горшки с рисом - ужасно большая и трудная работа".