Когда тринадцать лет назад произошло крушение Советского Союза, мир получил все основания надеяться, что новая политическая система обеспечит основные свободы, которых миллионы людей были лишены в течение более 70 лет. Две основных свободы из данного ряда - это свобода слова и свобода прессы. Очевидно, что этим надеждам не суждено было сбыться, поскольку права свободной прессы испытывают все возрастающее давление в двенадцати из пятнадцати бывших союзных республик, некогда составлявших СССР.
Проведенный недавно нью-йоркским Комитетом по защите журналистов анализ состояния свободы прессы в странах бывшего Советского Союза показал, что только балтийские страны - Эстония, Латвия и Литва - создали независимые средства массовой информации. Остальные 12 стран нашли пути и способы, чтобы мешать работе журналистов, контролировать их деятельность и даже убивать тех из них, кто осмеливается расследовать жизнь сильных мира сего.
Хуже всех дела обстоят в Туркменистане, где руководитель-диктатор назначает редакторов и душит независимые голоса. Самовластный лидер Белоруссии вытеснил последнюю независимую газету из типографии в виртуальное пространство Интернета, к которому в стране имеет доступ ограниченное количество людей. На Украине, где последние президентские выборы привели к уличным протестам разгневанных демонстрантов, обстановка со свободой прессы тоже отнюдь не благоприятная. Президент Леонид Кучма, преемника которого сегодня навязывают украинскому обществу в качестве победителя подтасованных выборов, в 2001 году был замешан в убийстве журналиста, и дело это до сих пор не раскрыто.
Однако наибольшее разочарование из бывших советских республик вызывает Россия. Как говорит исполнительный директор Комитета по защите журналистов Энн Купер, сигнал Кремля вполне ясен: журналиста можно убить, и вам за это ничего не будет.
Россия президента Владимира Путина уже провалилась в раскрытии убийств одиннадцати известных журналистов. Самое последнее из этой череды - это убийство в июле Пола Хлебникова, американского редактора российского издания журнала "Forbes", который был застрелен под окнами своего офиса в Москве. Хотя произведены аресты подозреваемых в совершении данного преступления, президенту Бушу следует и далее оказывать давление на Путина с тем, чтобы убийцы Хлебникова были найдены - независимо от того, кто они.
На это дело нельзя смотреть как на мелочь в контексте продолжающихся и якобы теплых взаимоотношений между Бушем и Путиным. Российский президент настойчиво разрушает свободу прессы в своей стране. Национальное телевидение уже находится под каблуком у Кремля. Корреспонденты газет и журналов все более страдают от собственной независимости. В целом, российские СМИ, так много обещавшие еще недавно, при Путине превращаются в подобие китайских: они тщательно контролируются и часто запугиваются. Если Путин продолжит движение в этом направлении, за ним наверняка последуют некоторые более мелкие бывшие советские республики, которые почувствуют себя вправе глушить голоса критиков и оставлять безнаказанными убийц журналистов.
Буш должен дать ясно понять своему кремлевскому другу, что в демократическом обществе свободная и неудобная пресса - это не роскошь. Независимая пресса - это базовое право человека. Если это право забрать или постоянно нарушать, выборы будут фальсифицировать, а демократия просто не выживет.