Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Продолжение 'охоты на олигархов'?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Федеральная налоговая служба предъявила второму по величине оператору мобильной связи в России - кампании 'Вымпелком' - недоимки в размере 158 миллионов долларов. Крупнейшим акционером фирмы является миллиардер-олигарх Михаил Фридман. Налоги и олигарх - знакомое сочетание?Неужели 'Вымпелком' - это второй 'ЮКОС', а Фридман - второй Михаил Ходорковский? Ответ в обоих случаях отрицательный. Невзгоды 'Вымпелкома' связаны с межкорпоративной вендеттой.

Федеральная налоговая служба предъявила второму по величине оператору мобильной связи в России - кампании 'Вымпелком' - недоимки в размере 158 миллионов долларов. Крупнейшим акционером фирмы является миллиардер-олигарх Михаил Фридман.

Налоги и олигарх - знакомое сочетание? Неужели 'Вымпелком' - это второй 'ЮКОС', а Фридман - второй Михаил Ходорковский? Ответ в обоих случаях отрицательный. Невзгоды 'Вымпелкома' связаны с межкорпоративной вендеттой.

Фридмана не назовешь типичным российским олигархом. Подобно другим олигархам, он и созданные им инвестиционные корпорации разбогатели на нефти, но его состояние росло и за счет других источников. Один из его самых успешных деловых проектов связан с телекоммуникациями - этот рынок в России развивается бурными темпами.

Фридман - сообразительный бизнесмен. Этот необыкновенно богатый человек держится в стороне от политики, но именно благодаря своей деловой хватки он перебежал дорогу кое-кому в Кремле. Вполне возможно, что 'Вымпелком' действительно недоплатил налоги, но в данном случае недоимки играют лишь незначительную роль - речь идет о реалиях самого бизнеса.

Обвинения в неуплате налогов являются мощным орудием Кремля в его попытках приструнить олигархов.

Пока что наиболее вопиющим примером того, как Кремль использует налоговый кодекс для воздействия на деловые круги России, является история с нефтяным гигантом 'ЮКОС'. Активы 'ЮКОСа', которому предъявляются налоговые претензии почти на 20 миллиардов долларов, должны быть проданы на публичном аукционе, в результате которого государственный газовый концерн 'Газпром' скорее всего превратится в одну из крупнейших топливно-энергетических корпораций в мире.

Утверждается, что Ходорковский, которого сейчас судят за уклонение от налогов, проявлял чрезмерный интерес к политике, и его деятельность была расценена как потенциальная угроза для российского президента Владимира Путина. Возможно, у Ходорковского и были политические интересы, но он оказался на скамье подсудимых (а 'ЮКОС' - на грани расчленения) вовсе не из-за этого.

Кремль рассматривал вопрос о контроле над 'ЮКОСом' как проблему национальной безопасности. Он не мог допустить даже потенциальной вероятности, что жемчужина российского нефтяного сектора может быть продана иностранцам.

Нет никаких оснований ожидать, что та же судьба постигнет и Фридмана. Считать 'Вымпелком' вторым 'ЮКОСом' тоже не следует. Дело в том, что Фридман ведет борьбу с одним из основателей телекоммуникационной отрасли в России - Леонидом Рейманом.

Развитие российской телекоммуникационной отрасли постоянно сопровождалась обвинениями в покровительстве, сомнительными сделками и реальной непрозрачностью корпоративных структур. С момента создания первых цифровых телефонных сетей в России в начале 1990х гг. министр связи Леонид Рейман играл центральную роль в развитии телекоммуникационной отрасли. Сегодня же он оказался в самой гуще скандала, связанного с утверждениями, что он злоупотреблял служебным положением в личных целях.

В конце октября в суде на Британских Виргинских островах были предъявлены письменные показания бывшего делового партнера Реймана, работавшего с ним в начале 1990х гг., где утверждалось, что последний - в то время подающий надежды чиновник ленинградского управления связи - получил миллион долларов, чтобы 'обеспечить' создание первой цифровой телекоммуникационной сети в России. В показаниях, подписанных Энтони Георгиу (Anthony Georgiou) - предпринимателем, специализирующимся на телекоммуникационном бизнесе - и обнародованных всего несколько недель назад, говорится, что он вложил 2 миллиона долларов (половина из которых досталась Рейману) в создание телекоммуникационной компании 'Петерстар'.

Сам факт, что Рейман якобы взял эти деньги, занимая государственную должность, нельзя считать особенно серьезным обвинением. Учитывая то, каким образом создавались и управлялись деловые предприятия в начале 1990х гг., можно сказать, что денежные платежи чиновникам были правилом, а не исключением. По утверждению Георгиу, за этот миллион долларов Рейман 'раздобыл' подписи 16 министров, необходимые для создания 'Петерстара' - для того времени это было немалым достижением.

Как утверждается в показаниях на суде, все государственные чиновники, участвовавшие в создании 'Петерстар', писали расписки за получаемые суммы.

Нынешние проблемы 'Вымпелкома' связаны с тем, что 'Петерстар', пережив ряд преобразований, превратился в одного из крупных игроков весьма конкурентной телекоммуникационной отрасли России, надзор над которой по должности осуществлял Рейман.

'Петерстар' осуществил слияние с крупнейшим оператором мобильной связи в Петербурге - фирмой 'North West GSM' - а затем с компанией 'Sonic Duo' - держателем вожделенной лицензии на мобильную связь в формате GSM в Москве. Именно на основе трех этих компаний была создана фирма 'МегаФон' - сегодня это третий по величине оператор мобильной связи в России. Рейман неоднократно заявлял, что личных интересов в 'МегаФоне' у него нет.

На том же суде на Британских Виргинских островах датский адвокат Джеффри Гэлмонд (Jeffery Galmond), который, как считается, также участвовал в развитии российской телекоммуникационной отрасли, заявил, что Рейман был главным бенефициаром трастовой компании, которая до прошлого года являлась косвенным владельцем пакета акций 'Мегафона'. Впрочем, в официальной записи показаний Гэлмана отмечается, что за свои финансовые интересы в 'Мегафоне' он не получал никаких денежных выплат.

Сомнения в личной незаинтересованности Реймана в 'Мегафоне' высказывались так же часто, как он утверждал обратное. В августе 2001 г. возглавляемое им министерство неожиданно - без проведения открытого тендера - передало 'Sonic Duo' ценные лицензии на операции с мобильной связью. Два других российских телекоммуникационных гиганта - 'Вымпелком' и МТС - заявили, что дело здесь нечисто.

За месяц до этого разразился так называемый 'частотный скандал': Рейман внезапно перераспределил частоты в пользу 'МегаФона'. Лишь после личного вмешательства тогдашнего премьер-министра Михаила Касьянова он вынужден был отменить свое распоряжение.

Дальше в сюжете возник новый, захватывающий поворот. Кто чем владеет? Кому и на что принадлежат права владения? Вся эта история не стоила бы выеденного яйца, если бы сам вопрос о собственниках 'МегаФона' не вызывал споров. Судебный процесс на Британских Виргинских островах стал результатом иска, поданного фридмановской 'Альфа-груп' в защиту своих претензий на владение 25,1% акций 'МегаФона', приобретенных у финансовой компании 'LV Finance' в 2003 г. (сумма сделки не разглашается).

Притязания 'Альфа-груп' на статус законного владельца пакета акций 'Мегафона' оспаривает другая российская компания - IPOC. Этой фирме напрямую принадлежит 6,5% акций 'МегаФона', а еще 31,2% - косвенно, хотя еще одно юридическое лицо - фирма 'Телекоминвест' - утверждает, что 'LV Finance' нарушила принадлежащее ей преимущественное право покупки акций 'МегаФона'.

Кроме того, Рейман считается человеком, близким к Путину. Когда президент, сразу после переизбрания на второй срок в мае этого года, распорядился провести существенное сокращение государственного аппарата, Рейман потерял должность министра связи. Затем, внезапно и без каких-либо объяснений, Путин изменил собственное решение - а такое с ним редко случается - о 'перетряске' правительства. Единственной поправкой к первоначальному плану сокращения стало сохранение за Рейманом портфеля министра связи.

Полученный 'Вымпелкомом' налоговый 'счет' - месть Реймана Фридману за то, что тот прибег к судебной процедуре для определения прав собственности на акции 'МегаФона'. Это не 'генеральное наступление' против Фридмана и его бизнеса, а всего лишь небольшое напоминание о том, что налоговая служба является весьма удобным инструментом для обеспечения государственных (и личных) интересов.

Питер Лавелль - независимый аналитик, работающий в Москве, автор электронного информационного бюллетеня о событиях в России 'Несвоевременные мысли' ('Untimely Thoughts')

_________________________________________________________

Питер Лавелль любезно согласился ответить на вопросы читателей ИноСМИ.Ru в нашем пресс-центре. Вопросы ему можно задать здесь.