Девять часов утра восточного стандартного времени. Вы президент США, или канцлер Германии, или британский премьер-министр. Вы включаете программу новостей и узнаете, что трем членам одной турецкой семьи, которая недавно прибыла в Мюнхен, поставлен диагноз оспы. По всей Европе волнами расходятся слухи о распространении болезни. Вы знаете, что оспа была уничтожена во всем мире, и что ее новое появление может быть исключительно сигналом террористического нападения. Вы знаете, что оспа быстро распространяется, убивая каждого третьего заболевшего. Что вы предпримете?
На этот вопрос в прошлую пятницу пришлось отвечать группе нынешних и бывших государственных руководителей в Вашингтоне во время учений по биотерроризму под названием 'Атлантический Шторм'. В высшей степени правдоподобный сценарий, о котором участники учений заранее не знали, говорит, что отколовшаяся фракция Аль-Каиды достала вирус оспы на заводе по производству биологического оружия в России. В начале января, используя простую технологию, доступную в Интернете, она рассыпала этот порошкообразный вирус в метро Роттердама и Варшавы, на базаре в Стамбуле, а также в аэропортах Франкфурта и Лос-Анджелеса. К 11 часам утра 14 января было отмечено 956 случаев заболевания оспой. К двум часам дня количество заразившихся выросло до 3 320. В течение месяца количество заболевших может увеличиться до сотен тысяч, что приведет к сотням тысяч смертей. Закроются границы, торговля остановится, и наступит крах мировой экономики.
Конечно, есть пределы того, насколько поучительными могут быть такие военные игры, особенно когда участники не могут отказаться от своей повседневной роли. Выступая в качестве американского президента, бывший государственный секретарь Мадлен Олбрайт не могла удержаться, чтобы в один из моментов не посмеяться над своим 'предшественником' - она надела летную куртку американских ВВС, хотя сама и не воевала во Вьетнаме. Бернар Кушнер, колоритный основатель неправительственной организации 'Врачи без границ', выступая в роли президента Франции, не мог устоять против того, чтобы прочитать группе находившихся там журналистов и экспертов, которых он по сценарию не должен был видеть, целую лекцию о необходимости финансирования исследований СПИДа.
В то же время, тот факт, что каждый участник учений играл по-настоящему, министерские встречи на высоком уровне придали игре реалистический оттенок. Например, первые полтора часа 'главы государств' просто теряли время, расхаживая вокруг стола и произнося короткие речи. Позже, несмотря на антимусульманские выступления в Роттердаме и массовую панику на пограничных переходах, они жарко спорили о том, какой международный институт чем должен заниматься. 'Совсем как в реальной жизни', - прошептал сидевший рядом со мной дипломат из Европы.
Но, даже несмотря на эти излишне наигранные моменты, по ходу учений можно было понять некоторые из последствий реального возникновения вспышки оспы. Хотя у США и небольшой группы других государств достаточно вакцины от оспы, чтобы защитить собственное население, большинство прочих стран таких запасов не имеет. Почти сразу Турция - союзник НАТО и умеренная мусульманская страна - потребовала, чтобы альянс объявил вспышку оспы нападением на НАТО в соответствии со статьей 5, и запросила срочно предоставить вакцину. Почти одновременно с этим американская общественность выступила против оказания помощи странам, которые не помогли нам в Ираке. 'Многие американцы говорят: 'Зачем нам с ними в таком случае сотрудничать?', - заявила в один из моментов Олбрайт, реагируя на имитируемые телефонные звонки из Конгресса.
Оказалось, что в мире мало запасов вакцины, а также отсутствует механизм ее распределения по странам. Оказалось, что популистские требования заставили многие государства отказаться от планов целенаправленной и ограниченной вакцинации и перейти к массовой вакцинации населения, что создало дополнительные нагрузки. Получилось так, что, несмотря на страстное отстаивание участниками учений принципа открытости границ, Германия и Голландия свои границы закрыли. В целом возникла такая картина, что принцип многосторонних отношений, о котором так часто заявляет большинство собравшихся государственных деятелей, не удалось примирить с инстинктом самозащиты их избирателей.
И проявилось еще одно. Военное нападение на Запад приведет, скорее всего, к объединению наций перед лицом угрозы. Однако бактериологическое нападение способно привести к разъединению. Чтобы вести битвы, необходимы мобилизация и взаимодействие. Чтобы вести борьбу с эпидемиями, нужны карантины и изоляция. Легко быть щедрым интернационалистом после такого события как цунами, когда ужасные вещи происходят где-то в другом месте. Гораздо труднее, когда врагом является болезнь, способная убить или обезобразить вас и ваших детей.
В конечном итоге, учения не дали ответов, однако в ходе их проведения возникли многочисленные новые вопросы. До настоящего времени мы думали об организации системы внутренней безопасности страны как о необходимости закупать пожарные машины, а не как о необходимости упорядочить нашу расшатанную систему здравоохранения. Мы думали об организации системы международной безопасности в рамках создания пограничного контроля, но без понимания необходимости делиться вакциной. Однако мы живем в такое время, когда бактериологические нападения - это уже не жанр фантастики, в которой эпидемия оспы - это самый худший из сценариев. Если бы речь шла о болезни, которая неизлечима и от которой не существует вакцины, потери могли бы сравняться с потерями ядерной войны. Если настоящий президент и настоящий министр внутренней безопасности еще не определились с приоритетами на следующие четыре года, им было бы неплохо сыграть несколько раундов 'Атлантического Шторма', чтобы не оказаться в еще худшей ситуации.