Древние греки называли это море Понт Эвксинский, что в переводе означает 'негостеприимное море'. Его неспокойные воды бороздили на своих судах Язон и Аргонавты в поисках Золотого Руна на земле Колхиды, сегодняшней Грузии. Турки, боявшиеся его мощных штормов, дали ему имя Кара Дениз. Отсюда и английское название - Черное море.
Сегодня Черное море, права на которое на всем протяжении истории оспаривали римские императоры, русские цари, нацистские и советские узурпаторы и, естественно, британский империализм в битвах за Крым в 50-е годы 19-го века, опять становится стратегически важным регионом, где происходит столкновение интересов и устремлений.
Когда в 2007 году в Евросоюз войдут Румыния и Болгария, новая граница современной Европы подойдет прямо к неспокойному подбрюшью рухнувшей Российской империи.
Государства, расположенные по периметру черноморского ринга (несостоявшиеся, борющиеся за выживание и строящие свою будущую государственность), должны вскоре решить, будет ли их будущее принадлежать евроатлантическому сообществу.
Именно в этом регионе будут проходить войны 21-го века за национальное самоопределение, за безопасность, за демократические ценности, за нефть и за миграционные процессы. И именно здесь со всей болезненностью может окончательно проявить себя политическая и географическая ограниченность расширяющейся Европы.
Румынский лидер-реформатор Траян Басеску, чья страна протянулась на большом участке западного побережья Черного моря, готов ответить на новые вызовы. Он стал президентом Румынии в декабре в результате более спокойного варианта 'оранжевой революции' украинского типа.
Визит Басеску в Лондон на прошлой неделе стал своего рода предварительным предупреждением. По его мнению, Румыния становится прифронтовым государством в регионе, который многие страны сегодня называют Большим черноморским регионом.
'Мы сталкиваемся с многочисленными угрозами нашей общей безопасности. Район Черного моря стал транзитным пунктом торговли людьми, наркотиками и оружием', - сказал Басеску.
'Это район застарелых конфликтов. Он представляет угрозу всем членам НАТО и ЕС. Мы, живущие в данном регионе, переживаем период демократических преобразований, период становления демократии - а это всегда несет в себе элемент риска'.
По словам дипломатов, Британия предложила Румынии дополнительную помощь в борьбе против коррупции и организованной преступности, в снижении уровня нелегальной иммиграции и в подготовке к вступлению в ЕС.
Румыния и Болгария уже являются членами НАТО. А Бухарест, предложивший США использовать свои военные объекты в Констанце, закупил два фрегата, находившихся ранее на вооружении Королевских ВМС Великобритании.
Тем не менее, хотя Румыния, Болгария, а недавно и Украина уже сделали свой выбор в пользу Запада, судьба многих стран и народов данного региона все еще не решена.
Молдавия, втиснутая между Румынией и Украиной, является зоной одного из самых опасных 'замороженных конфликтов', о которых предупреждал Басеску. Находящаяся в географическом районе, известном как Бесарабия, Молдавия является самой бедной страной Европы, расколовшейся после обретения в 1991 году независимости на две части из-за сепаратистского движения в Приднестровье.
Сейчас коммунистические руководители Молдавии, которых в следующем месяце ожидают выборы, порвали со своим традиционным союзником - Россией и стремятся интегрировать свою страну в Европейский Союз. На прошлой неделе президент Молдавии Владимир Воронин обратился к Западу за помощью, заявив о том, что 'вооруженные формирования' сепаратистов пытаются спровоцировать кризис. Молдавия также тщетно обращалась к России с просьбой о выводе ее войск.
В декабре Европейский Союз опубликовал практически никем не замеченный 'план действий', пригласив Молдавию к 'налаживанию активных политических и экономических отношений и связей в сфере безопасности' и назвав урегулирование в Приднестровье 'главной целью'. Короче говоря, Молдавия становится новой большой проблемой на европейском горизонте.
В черноморском регионе есть и другие похожие противоречия, требующие международного внимания. В бывшей советской Грузии, осуществившей в 2003 году 'революцию роз', прозападное правительство Михаила Саакашвили все еще ведет борьбу с пользующимися поддержкой Москвы сепаратистами Южной Осетии и Абхазии.
С будущим Грузии связано и будущее стремящейся к независимости Чечни, где все еще продолжается конфликт низкой интенсивности с российским силами, а также будущее всего кавказского региона.
Авторитарный режим Армении продолжает свою холодную войну с Турцией и Азербайджаном. Главная причина конфликта - анклав Нагорного Карабаха, где в начале 90-х годов погибли десятки тысяч людей. Чтобы покончить со своей изоляцией, Армения все больше склоняется в сторону Брюсселя.
По-прежнему настаивая на политических и экономических реформах в этой стране, ЕС недавно включил Армению в рамки своей европейской 'политики добрососедства'. В этом присутствует и свой интерес: проблемы в Армении вызвали массовый исход из страны - в основном, на Запад.
В основе всего этого лежит растущее стратегическое значение Черного моря как транзитного пути для российской и каспийской нефти. А она является не только источником богатства, но и потенциальным источником конфликтов.
Сейчас там идет своего рода соревнование за 'лучший трубопровод'. Россия вместе с Болгарией и Грецией ищет возможности для прокладки нового нефтяного маршрута - в обход прозападно настроенной Турции. Для Афин это выглядит как великолепная и заманчивая идея.
Еще один трубопровод протянется из Азербайджана через Грузию на средиземноморское побережье Турции. Он хитрым образом обогнет бедную, подвергнутую остракизму Армению. Но еще одна ветка может связать черноморское побережье Болгарии с Македонией, Албанией и Адриатикой - а это создает интригующие последствия на Балканах.
В то время как Европейский Союз смотрит на восток и размышляет, как далеко он еще может пойти, особенно учитывая Россию, США не ощущают в этих вопросах большой скованности. Америка твердо намерена обеспечить для себя поставки каспийской нефти. А ее новые военные плацдармы на западном побережье Черного моря могут со временем быть использованы для распространения американского влияния на весь черноморский регион.
Европейские политики могут размышлять и колебаться. Россия может рвать и метать. Но Вашингтон считает, что знает, в какую сторону дует ветер. Как и древние греки, он нацелен на то, чтобы превратить Черное море в море гостеприимства.