'При условии активной работы и наличия политической воли с обеих сторон весь пакет может быть принят до саммита ЕС-Россия, намеченного на 10 мая', - сказала в интервью газете 'Der STANDARD' после позавчерашней встречи в Москве с министром иностранных дел Сергеем Лавровым, секретарем Совета безопасности Игорем Ивановым и министром энергетики Виктором Христенко внешнеполитический комиссар ЕС Бенита Ферреро-Вальднер (Benita Ferrero-Waldner), проявив оптимизм по поводу трудного партнерства с Россией. Переговоры в Москве вел одновременно торговый комиссар ЕС Петер Мандельсон (Peter Mandelson).
Договор, не имеющий аналога
Речь идет о не имеющем аналога по масштабу договоре, устанавливающем четыре 'единых пространства' тесного сотрудничества: в сфере внешней политики и политики безопасности, экономики, науки и образования, борьбы с преступностью и внутренней безопасности.
'Сейчас мы приступаем к рассмотрению трудных пунктов договора', - пояснила Ферреро-Вальднер. Один из них - право использования воздушного пространства для полетов над Сибирью. Россия помимо обычной во всем мире платы за локационный контроль во время транзитных полетов взимает вопреки международным соглашениям большие дополнительные сборы за пролет над территорией, которые уплачивают также авиакомпании, поскольку рейсы в страны Азии через Аляску или Северный полюс, как это делалось раньше, занимают на восемь часов больше. Ферреро-Вальднер говорит следующее: 'Существовало соглашение, предусматривавшее отмену таких сборов с 2013 года. Но из-за условий оно русскими окончательно пока не принято'.
Второй проблемный пункт договора - облегчение визового режима. Россия хочет введения для своих граждан в случае поездок в страны ЕС безвизового режима. 'Мы хотим увязать вопрос облегчения визового режима с обязательством обратного приема мигрантов', - высказывает позицию ЕС Ферреро-Вальднер. Россия готова принимать российских граждан из европейских стран обратно, но отказывается делать это в отношении граждан из третьих стран, если они прибыли в Европу через территорию России. Согласно Ферреро-Вальднер, есть шанс, что согласие удастся достичь, если Россия 'ответит на гибкость, проявленную ЕС': какую - об этом детально не говорится.