В условиях новой 'прозрачности' в постсоветской России необходимо было не только устранить многочисленные 'белые пятна' во всех учебных материалах и разработках, но и освободить их от балласта государственной марксистско-ленинской идеологии. Особенно заметно и иногда даже драматически эти перемены происходили в справочной литературе по гуманитарным наукам, толковых словарях и различных энциклопедиях. Зачастую очень поспешно, а иногда и небрежно составленные, они в бесчисленном количестве появились на рынке, действительно найдя широкую читательскую аудиторию. Однако интерес к подобным фундаментальным изданиям продолжался недолго, так что выпуск прекрасных справочных многотомных изданий, как например биографический справочник 'Российские писатели 1800 - 1917 г.г.' или энциклопедия 'Отечественная история с древних времен до 1917 г.', после первых томов был прерван.
И вот выходят два новых энциклопедических проекта, которые можно считать заменой ставшей давно макулатурой 'Большой советской энциклопедии'. Во-первых, это рассчитанная на 12 томов 'Новая российская энциклопедия', из которой пока появился первый страноведческий том 'Россия'. Во-вторых, это 'Большая энциклопедия русского народа' с заявленным объемом в 20 томов, из которых 5 уже изданы, в их числе и введение под названием 'Святая Русь'. Оба энциклопедических издания дополняют друг друга, поскольку одно частично финансируется русской православной церковью, а другое выпускается при поддержке государства, которое несет и свою долю ответственности за содержание.
Первый том 'Новой российской энциклопедии' представляет собой обычное актуальное страноведческое издание, в котором есть и единственная биографическая статья, посвященная российскому президенту Владимиру Путину. Может показаться, что здесь снова проявляется культ личности, имевший место как в реальной советской жизни, так и в 'Большой советской энциклопедии'. Однако это опасение не оправдывается, потому что без какой-либо заметной идеологической окраски здесь описываются демографические, социальные и административные структуры, политические, церковные и научные институты, вооруженные силы, экономика, культура, здравоохранение и образование, а также история нынешней Российской Федерации.
Совершенно иное дело с первой книгой 'Большой энциклопедией русского народа', в которой больше чем на 1000 крупноформатных страниц описывается 'Святая Русь' в ее историческом становлении, со всеми ее духовными и интеллектуальными достижениями, культурными свершениями и политическими успехами. Но большинство предметных, понятийных и биографических статей издания не столько ориентированы на информативность, сколько на формирование патриотического и религиозного мировоззрения. Это мировоззрение отличается в равной степени великорусским шовинизмом, православным фундаментализмом и воинственным консерватизмом. Особое место в нем уделяется войнам и Соборам, царям и святым, славянофильским и антисемитским авторам. Своим мессианским усердием и полемической страстностью 'Большая энциклопедия русского народа' превосходит 'Большую советскую энциклопедию'. Неподходящие факты и взаимосвязи фальсифицируются или отрицаются, неугодные личности устраняются, другие же, напротив, превозносятся как герои или великомученики.
Издатели новой энциклопедии едины в одном. В том, что многие столетия России угрожал внутренний 'сатанинский' враг, в котором легко можно узнать еврея, хотя он временами появляется то в виде 'масона' или 'большевика', то в виде 'космополита' или 'либерала'. Именно этим объясняется странный, даже скандальный факт, что русские писатели еврейской национальности (Бабель, Бродский, Мандельштам, Пастернак) в энциклопедии даже не упоминаются, в то время как считающиеся 'отечественными' авторы, начиная от Пушкина и до Шолохова и Розанова, восхваляются за то, что не приемлют 'внутреннего врага'. Поэтам Николаю Клюеву и Сергею Есенину засчитывается в заслугу то, что они были убиты за свои 'православные народные убеждения' 'большевиками-евреями'. И уже совершенным мракобесием веет в энциклопедии там, где она в длинной статье дает высокую оценку по праву забытому 'духовному писателю' Сергею Нилусу как издателю 'Протоколов сионских мудрецов' (1905 г.), сфальсифицированного тайного писания, создавшего новую почву для процветания антисемитизма.
Гротеском выглядит и явная реабилитация советского диктатора Сталина, сделавшего, благодаря своему политическому 'гению', коммунизм спасительным 'инструментом русской национальной политики', освободив тем самым страну от 'еврейских и космополитических сил большевистской партии'. Деспот, пришедший из Грузии, становится великорусским патриотом, превратившим при поддержке 'достойных, трудолюбивых и бескорыстных русских людей' 'святую Русь' в мировую державу. Благодаря подобным бессмыслицам 'Большая энциклопедия русского народа' постоянно скатывается к фальсификациям и передергиванию истории. Однако беспокойство вызывает тот факт, что в России на фоне роста антисемитских настроений ни пресса, ни политики не реагируют на подобную провокацию.