Позволить Путину занять этот пост - значит поставить под сомнение авторитет Большой Восьмерки и администрации Буша, которая сделала ставку на развитие демократии
В настоящее время президент Владимир Путин является самым известным в мире ренегатом в вопросах политической и экономической либерализации. Как должен реагировать на это Запад? Дебаты на эту тему приняли ожесточенный характер, когда совсем недавно два высокопоставленных американских сенатора, Джон Маккейн и Джозеф Либерман, предложили проект резолюции от имени обеих партий о приостановке членства России в Большой Восьмерке, клубе ведущих индустриальных держав, если Путин не сменит курс. Администрация Буша в ближайшие недели должна решить, что делать.
Это своего рода минное поле. Некоторые сторонники России утверждают, что оказание слишком сильного давления на Россию может дать обратный результат, усилив позиции националистических сторонников жесткой линии и разочаровав реформаторов сигналами о том, что Вашингтон оставляет их.
Бывший заместитель Госсекретаря Строуб Тэлбот, являющийся ныне президентом Института Брукингса, говорит, что Западу следует использовать 'спокойную, тщательно выверенную дипломатию', поощряя действия России по проведению более прогрессивной политики. Тэлбот считает, что запланированное на это лето председательство России в Большой Восьмерке, которое основано на принципе ротации, даст хорошую возможность для того, чтобы подтолкнуть страну в будущем году в нужном направлении, поскольку Россия будет находиться в центре внимания и постарается избежать неловких ситуаций.
Тем не менее, позволяя Путину занять этот пост, Большая Восьмерка в определенной степени рискует своим авторитетом. Своей репутацией рискует и администрация Буша, сделавшая ставку на продвижение демократии. Россия идет явно не в ногу с членами Восьмерки в направлении формирования более открытого политически и экономически общества. Путин завладел почти абсолютной властью над своей огромной страной. Он подавил значительную часть российских свободных средств массовой информации и заменил избранных региональных руководителей своими назначенцами. Он предпринимает шаги по ренационализации российской нефтедобывающей промышленности, осуществляя их такими способами, которые вызывают серьезные сомнения в его приверженности нормам права. Он вмешивался в ход президентских выборов на Украине, он поддерживает тоталитарных руководителей в Белоруссии и других бывших советских республиках.
Конечно, будет небольшим преувеличением заявлять о том, что председательство Москвы в Большой Восьмерке было бы сродни разрешению, данному ООН Судану и Ливии возглавить Комиссию по правам человека. Этот шаг настолько подорвал доброе имя Комиссии, что Кофи Аннан предложил полностью перестроить ее.
Я думаю, что подобающей реакцией на политику Путина было бы остановиться в полушаге от приостановки членства России в Восьмерке. Однако президенту Бушу следует попытаться воспрепятствовать получению Россией титула руководителя этой группы в июле сего года, а также проведению саммита Большой Восьмерки летом 2006 года в Санкт-Петербурге, как это запланировано на сегодняшний день. Потери для Восьмерки будут минимальными. Москва не вносит особого вклада в саммиты Восьмерки. Она не участвует активно в макроэкономическом управлении мировой экономикой, в создании правил для мировой торговли и финансов, а также в снижении глобального уровня бедности. Однако членство в этом эксклюзивном клубе великих демократических держав предполагает, что Пора послать четкий сигнал.
После того, как Москва ренационализировала главную собственность нефтяной компании ЮКОС за якобы имевшую место налоговую задолженность, Путин заверил взволнованных инвесторов, что они не станут следующей мишенью. Однако на прошлой неделе налоговые органы заявили, что взыщут налоговую задолженность с крупного совместного предприятия, в которое входят российская ТНК и British Petroleum.
Совершенно очевидно, что сторонники жесткой линии осмелели. Позволяя России встать у руля Большой Восьмерки, мы только вселяем в нее уверенность в том, что никаких международных последствий для ее действий не будет. Если Буш захочет обратить внимание на роль России в Большой Восьмерке, он должен будет убедить своих коллег из Европы и Японии поддержать его. Более того, решение о том, разрешить или нет России возглавить в будущем году Большую Восьмерку, должно быть принято еще до июльского саммита в шотландском Пертшире, поскольку там в совместном коммюнике должен быть объявлен председатель группы на следующий год.
Буш также должен обсудить с Путиным требования, предъявляемые к лидеру Большой Восьмерки.
Если смотреть, в каком направлении сегодня движется Россия, самый худший прогноз на будущее состоит в том, что она станет тоталитарным нефтегосударством, манипулирующим своими огромными нефтяными и газовыми ресурсами для достижения геополитических целей. Ее руководители и чиновничий аппарат могут стать еще более коррумпированными, а ее внешняя политика может стать еще более враждебно настроенной к демократическим переменам в регионе. Таким образом, Буш должен добиться получения от Путина заверений, по крайней мере, по трем вопросам: по обеспечению большей открытости экономики, по прекращению вмешательства в политику соседних государств и по возобновлению работы свободных средств массовой информации.
Эти деликатные дипломатические усилия можно осуществлять во время трех предстоящих мероприятий. 9 мая Буш встречается с Путиным в Москве. На следующий день бывшие союзники во Второй Мировой войне отметят 60-ю годовщину окончания войны в Европе. Затем, в начале июня, пройдет саммит США и Евросоюза. В конце концов, Россия не собирается реагировать делами на слова о важности демократии в 21-м веке, а со стороны Буша во время февральской встречи с Путиным прозвучали лишь слова. На Кремль необходимо оказывать более действенное давление.
Декан факультета в Школе управления Йельского университета Гартен занимал руководящие посты в экономических и внешнеполитических ведомствах при администрациях Никсона, Форда, Картера и Клинтона.
____________________________________________________________
Избранные сочинения Джеффри Гартена на ИноСМИ.Ru
Почему 'большой восьмерке' надо собраться прямо сейчас ("Business Week", США)
____________________________________________________________
Спецархив ИноСМИ.Ru
Джон Маккейн: Убрать Россию из 'Большой Восьмерки' ("Reuters", Великобритания)
Джордж Сорос: 'Россия, убирайся из 'Большой восьмерки' ("Die Presse", Австрия)
Место ли России в 'Большой восьмерке'? ("The Wall Street Journal", США)
Следует еще раз призадуматься над приглашением российского лидера в Большую Восьмерку ("The Washington Post", США)
Что такое Большая Восьмерка, и почему в нее входит Россия? ("In The National Interest", США)