Их предки бежали от Октябрьской революции и гражданской войны в России, тем самым сохранив себе жизнь. Сегодня, спустя девяносто лет после тех событий, потомки русских аристократов борются за право на великолепные дворцы и загородные усадьбы, которые принадлежали их предкам.
Коммунистов, которые отобрали у них все, уже нет, но многострадальные русские аристократы сегодня снова боятся оказаться в убытке, т.к. их дворцы и имения раскупаются людьми, которых они презирают особенно сильно - олигархами, мини-олигархами и теми, кто стремится ими стать.
'Старый' капитал, или то, что от него осталось, выступает против 'нового' капитала, появившегося в результате недавнего перераспределения собственности.
Бывшие дворяне хотят вернуть себе собственность, конфискованную большевиками. Их претензии связаны в основном с Санкт-Петербургом - бывшей столицей Российской империи, изобилующей памятниками итальянского зодчества, где в большой роскоши жили их благородные предки.
Центральная историческая часть города, пересеченная множеством каналов, - это место, где расположено большое количество роскошных дворцов, окрашенных в пастельные тона, а в пригороде много великолепных старинных усадеб.
Заявление губернатора Петербурга Валентины Матвиенко заставило бывших аристократов активизировать свои усилия. Г-жа Матвиенко заявила, что она намерена продавать дворцы и другие памятники архитектуры тем, кто предложит наиболее выгодную цену.
По словам г-жи Матвиенко, которая является ближайшей соратницей Владимира Путина, у города просто нет выбора, так как эти великолепные здания буквально рушатся. У властей нет средств на реставрацию построенных до революции дворцов и поддержание их в хорошей форме. Губернатор утверждает, что продажа этих зданий состоятельным российским гражданам, естественно с определенными ограничениями, - это единственный выход из положения.
Это решение возмутило аристократов, которые с горечью признают, что не могут составить конкуренцию сверхбогатым российским 'олигархам', и считают, что государство обязано вернуть им то, что принадлежит им по праву, бесплатно. Для них это дело принципа.
Однако их усилия добиться поддержки государством законопроекта о реституции пока не имели успеха. Представители некогда самых влиятельных семей России собрались несколько недель назад в Петербурге, чтобы выработать план действий.
Александр Королев-Перелешин, который является заместителем главы Русского дворянского собрания - организации, которая объединяет в своих рядах около ста тысяч членов, - говорит, что они руководствуются не только материальными соображениями.
'Дело не только в деньгах, но и в морали. Грабеж - это безнравственно, а возвращение украденного - это правильно', - сказал Королев-Перелешин.
'Здания нужно вернуть их законным владельцам, как это было в Восточной Европе, Чешской Республике и странах Балтии. Мы должны участвовать в судьбе этих зданий', - сказал он.
На изысканном русском, тонкости которого исчезли с приходом большевиков, г-н Королев-Перелешин рассказал, что у его семьи было имение под Воронежем, и он хотел бы его вернуть.
Но, как и большинство конфискованных усадеб, усадьба под Воронежем находится в ужасном состоянии, говорит г-н Королев-Перелешин. Люди подобные ему могут только наблюдать, как самые красивые здания Петербурга покупают 'олигархи'.
Известный российский миллиардер и владелец английского футбольного клуба 'Chelsea' Роман Абрамович купил Тенишевский дворец, который расположен на Неве, а нефтяная компания 'ЛУКойл', возглавляемая Вагитом Алекперовым, арендует великолепный дворец Штиглица. Если план г-жи Матвиенко будет воплощен в жизнь, огромное количество исторических зданий, которые сейчас являются собственностью государства, будут выставлены на продажу. Такая перспектива приводит русских аристократов в ужас.
'Кто может их купить? - спрашивает г-н Королев-Перелешин. - Тот, у кого есть деньги. Но современные состояния в России не зарабатывались упорным трудом, и к российской культуре эти люди относятся, как бы это сказать, спокойно'.