Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Контролируя одну треть мировых запасов газа, он значит для газовой отрасли то же, что Саудовская Аравия для нефтянки. Он поставляет одну четверть всего газа, потребляемого Евросоюзом. Растущий газовый рынок Китая тоже находится в пределах его досягаемости. Более того, он владеет одной из ведущих российских телекомпаний, НТВ

Контролируя одну треть мировых запасов газа, он значит для газовой отрасли то же, что Саудовская Аравия для нефтянки. Он поставляет одну четверть всего газа, потребляемого Евросоюзом. Растущий газовый рынок Китая тоже находится в пределах его досягаемости. Более того, он владеет одной из ведущих российских телекомпаний, НТВ.

Но даже если забыть об НТВ, 'Газпром' должен бы быть супер-гигантом. Однако по стоимости (57 млрд. долларов) он значительно уступает менее крупным энергетическим компаниям, например, итальянской Eni. Причина проста: 'Газпром' остается стратегическим подразделением российского правительства, у которого свои котировки. В его истории преобладают сомнительные сделки, такие, как приобретение НТВ. Кроме того, Кремль ввел запрет на приобретение отечественных акций 'Газпрома' иностранцами, чтобы контролировать участие в газовой монополии.

Нынешнему руководству удалось ликвидировать часть потерь компании, понесенных за первое десятилетие. Но она по-прежнему пытается найти средства на разработку новых месторождений и замену трубопроводов, построенных еще во времена Брежнева. А правительство удерживает цены на газ на политически выгодном, но экономически неприбыльном уровне.

Оценить 'Газпром' непросто. Его колоссальные запасы обладают стоимостью опциона. Но из-за его долгосрочных активов расчеты окупаемости капиталовложений по приведенным затратам очень сильно зависят от предположений о повторном инвестировании. Равных ему нет. Его акции торгуются дешевле, чем большинство других энергетических компаний, но ведь к этому обязывает его политический ореол.

Самое главное - увидеть равновесие между политическими и коммерческими факторами, определяющими развитие 'Газпрома'. Некоторый свет на это может пролить исход планируемого союза газового гиганта с государственной 'Роснефтью'. По первоначальному плану 'Газпром' должен был приобрести всю нефтяную компанию, за исключением активов печально известного 'Юганскнефтегаза'.

В результате он должен был отдать более 11% своих акций (стоимостью 6,3 млрд. долларов) за компанию, которая, по мнению одного эксперта, стоит лишь 4,3 млрд. долларов. Для инвесторов же предпочтительней окажется любой другой вариант, даже получение 'Газпромом' блокирующего пакета акций в объединенной компании 'Роснефти' и 'Юганска'. В этом, по крайней мере, был бы определенный экономический смысл.