Какая победа? Какое освобождение? Для прибалтов, как говорит латвийский президент Вайра Вике-Фрейберга, '9 мая - не радостный день'. В этот день главы государств со всего мира соберутся в Москве, чтобы почтить победу над гитлеровской Германией. Вике-Фрейберга будет среди них. Но люди в Прибалтике помнят о том, как для них развивалась история после окончания войны: депортации, угнетение, сталинский террор.
Красная Армия пришла в Прибалтику не как освободитель, а как оккупант. Сначала по пакту Молотова-Риббентропа прибалтийские государства оказались под властью Советов, а затем и за 'железным занавесом', когда державы-победительницы в Ялте разделили Европу. Для прибалтов Вторая мировая война закончилась не в 1945 г., а лишь после восстановления независимости их государств, не существовавших на географической карте в течение полувека. Чужеземное господство закончилось только в 1991 г. с признанием независимости эстонцев, латышей и литовцев.
Это их история, это и наша история. Прибалты по праву ждут, чтобы их, наконец-то, включили в европейское восприятие истории, где они долгое время отсутствовали. По крайней мере, теперь, когда они стали членами ЕС. Чествование триумфа над гитлеровским фашизмом для них будет оставаться неполноценным, пока никто не спрашивает: а что же было после этого? Приглашение на торжества в Москву вызвало в президентских администрациях прибалтийских государств различную реакцию. Литовский президент Валдас Адамкус и президент Эстонии Арнольд Рюйтель отказались от участия. Вике-Фрейберга приедет. Но приедет она не как молчаливая участница, она едет в Москву, чтобы точка зрения прибалтийских государств была услышана. В своих многочисленных интервью, в международном заявлении, в письмах к своим иностранным коллегам она неустанно подчеркивала, что означал конец войны для прибалтов.
Это, конечно, не улучшило отношений прибалтийских государств с Россией, которые и без того всегда были напряженными. Реакция Москвы была резкой как на отказы Таллинна и Вильнюса, так и на попытки поучений из Риги. Если вы хотите попасть в изоляцию - пожалуйста, это ваша проблема, - заявил председатель думского комитета по международным отношениям Константин Косачев. Попытки эстонцев, литовцев и латышей 'переписать историю' являются 'деструктивными и возмутительными'. Российские СМИ снова запестрели стереотипными утверждениями, что прибалты были 'послушными нацистскими коллаборационистами'. Это фальшивое и нечестное утверждение: большинство молодых мужчин были призваны на военную службу в немецкие войска в оккупированной Прибалтике принудительно.
Но правда и то, что в воспоминаниях прибалтов годы немецкой оккупации представляются более мягкими, чем советской: потому что эти годы более давние, потому что они не были такими долгими, потому что коснулись они намного меньшего числа семей. Часто, даже слишком часто, на задний план, по сравнению со сталинскими процессами и депортациями, отодвигался тот факт, что нацистские палачи и их местные подручные уничтожили 90 процентов еврейского населения. Это и поныне приводит к искажению истории, безнаказанным антисемитским выходкам, прославлению ветеранов СС торжественными маршами и памятниками. Однако критический взгляд на подобные уродливые явления не должен заслонять тот факт, что касается все это только маленькой группы населения, не отражающей общего мировоззрения.
Переосмысление своего собственного удалось бы прибалтам намного легче, если бы Россия подала сигнал примирения - признала бы, что поглощение их государств советской империей было несправедливым. Однако российское руководство отказывается назвать оккупацию прибалтийских государств 'оккупацией'. Даже призыв признать недействительным пакт Молотова-Риббентропа наталкивается на гранит, потому что тогда захват Прибалтики будет считаться незаконным. Поэтому в Эстонии, Латвии и Литве остаются опасения, что Москва все еще не смирилась с потерей своих бывших прибалтийских вассалов. Из-за этого воспоминания об окончании войны даются там людям с трудом. Недавно глава Кремля Владимир Путин назвал распад Советского Союза 'величайшей геополитической катастрофой века'. На языке прибалтов эта катастрофа называется свободой.