Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
ОБСЕ приветствует соглашение между Тбилиси и Москвой о выводе российских баз с территории Грузии

'Россия ведь тоже нуждается в спокойствии и сотрудничестве'

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
После четырехлетнего 'периода затишья', во время которого Москва постоянно тянула время, требуя отсрочки (7-8 лет) и немыслимых компенсаций (500 миллионов долларов), процесс вывода оставшихся в Грузии российских войск (от 3 000 до 5 000 человек) сможет возобновиться. За ним могут последовать и другие действия в этом направлении

Неужели Россия, в конце концов, выведет свои военные контингенты, расквартированные в Грузии и Молдавии со времен СССР, в соответствии с принятыми Борисом Ельциным в 1999 году обязательствами перед Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)?

Находившемуся 28 апреля проездом в Париже Димитрию Рупелу, министру иностранных дел Словении и действующему председателю ОБСЕ, хочется в это верить. 'Россия ведь тоже нуждается в спокойствии и сотрудничестве', - поясняет он, приветствуя как 'добрый знак' заключенное несколько дней назад между Тбилиси и Москвой соглашение, согласно которому две еще имеющиеся в Грузии российские военные базы будут ликвидированы к 2008 году.

После четырехлетнего 'периода затишья', во время которого Москва постоянно тянула время, требуя отсрочки (7-8 лет) и немыслимых компенсаций (500 миллионов долларов), процесс вывода оставшихся в Грузии российских войск (от 3 000 до 5 000 человек) сможет возобновиться. За ним могут последовать и другие действия в этом направлении.

'Может начаться какое-то движение и со стороны Молдавии, особенно с приходом к власти на Украине новой команды', - поясняет глава словенской дипломатии. Москва по-прежнему держит там 2 000 военнослужащих, расквартированных в русскоязычном сепаратистском анклаве Приднестровье, самопровозглашенном минигосударстве, расположенном между Молдавией и Украиной. Его открыто поддерживает Россия, центральная же власть Молдавии не имеет над ним контроля.

Неделю назад юное украинское правительство, созданное в результате 'оранжевой революции', объявило, что усилит контроль на участке границы с анклавом, где проходит интенсивный поток контрабанды оружия, алкоголя и сигарет. Молдавские и украинские власти пытаются взять Приднестровье в тиски. На состоявшемся 25 апреля саммите ГУУАМа (региональной организации, объединяющей Грузию, Украину, Узбекистан, Азербайджан и Молдавию) украинский президент Виктор Ющенко предложил ускорить вот уже 10 лет дающий сбой процесс урегулирования проблемы анклава, шире вовлекая в этот процесс Европейский Союз и США. ОБСЕ приветствовала эту инициативу.

В Молдавии, как и в Грузии, сепаратистские анклавы и российские военные базы являются источником контрабанды, произвола и нестабильности. Грузины не упускают возможности напомнить, что те, кто покушался на бывшего президента Эдуарда Шеварднадзе в 1995 и 1998 гг., 'улизнули' в Россию через российскую военно-воздушную базу в Вазиани. Расположенная недалеко от Тбилиси, она была эвакуирована в 2001 году и сегодня служит для размещения американских войск, прибывших для обучения грузинской армии 'борьбе с терроризмом'.

Став свидетельством неразрешенных конфликтов на постсоветском пространстве, анклавы - это настоящая головоломка для молодых государств, возникших после распада СССР. Являясь транзитной страной, Грузия теряет более трети доходов от таможни из-за контрабанды, свирепствующей в Абхазии и Южной Осетии (обе граничат с Россией). Эти микрогосударства представляют головоломку и для ОБСЕ, миссия которой должна способствовать разрешению проблемы их статуса.

Задача стала еще труднее с тех пор, как Кремль невзлюбил ОБСЕ, упрекая организацию в частности за ее роль наблюдателя за выборами в бывших советских республиках. Во время 'оранжевой революции' на Украине большинство наблюдателей ОБСЕ (всего их было 3 000) отмечали нарушения. 'Как я тогда сказал Сергею Лаврову, российскому министру иностранных дел, Россия должна признавать устремления других, когда и сама она движется к демократизации',- пояснил Димитрий Рупел. Он убежден в том, что 'строительство крепостей, чтобы прятаться в них, не может отвечать задачам безопасности XXI века'.