ДУРАКОВО, РОССИЯ - Здесь, в глухой российской деревне, подальше от пагубного влияния города, Константин знает, что крошечный ягненок, уснувший у него на руках, возможно, является той самой причиной, которая удерживает его от возврата к алкоголю и наркотикам.
Жизнь загнала его в тупик после десяти лет злоупотребления спиртными напитками и девяти лет тюрьмы, поэтому он и стал участником добровольной реабилитационной программы, единственной в своем роде в России, которая меняет людей при помощи сочетания работы, религии и трезвого образа жизни.
'Пока еще слишком рано говорить, что я завязал [с алкоголем]. Я стою на перепутье', - говорит Константин, отказавшийся назвать нам свою фамилию. В этой деревне, расположенной в ста километрах от Москвы, он является одним из пятидесяти россиян, кто пытается порвать с алкогольной зависимостью, долгое время бывшей национальной болезнью.
'Очень трудно было приехать сюда, но еще труднее будет отказаться от всего этого. Когда ты ухаживаешь за животными, твое сердце становится мягче. Как я могу оставить их?' - спрашивает он, когда ягненок начинает тыкаться носом в его бородатое лицо. Константин делает паузу. 'Я не верил в то, что на свете есть человек, который готов тратить свое время на таких как мы, людей с пустотой вместо души', - произнес он после долгого молчания.
Таким человеком стал Михаил Морозов, сам бывший алкоголик, приехавший десять лет назад в Дураково и создавший здесь общину для того, чтобы по мере сил и возможностей помогать людям избавляться от алкогольной зависимости.
Михаил нашел спасение в Русской Православной Церкви, победил пьянство при помощи методов Общества анонимных алкоголиков и вложил в общину все свои личные сбережения, полученные от производства и продажи икон с изображением святых, для того, чтобы помочь остальным сделать то же самое.
В России никогда не было недостатка в желающих встать на путь истинный. Здесь потребление алкоголя на душу населения достигло отметки в четыре галлона в год - один из самых высоких показателей в мире. По данным работников здравоохранения, треть всех смертей в стране происходит, так или иначе, по причине злоупотребления спиртными напитками. Более того, алкоголь в значительной степени поспособствовал снижению средней продолжительности жизни у российских мужчин до 57 лет, что почти на двадцать лет меньше по сравнению с показателями для стран Западной Европы.
На прошлой неделе в ходе своего ежегодного Послания Федеральному Собранию президент России Владимир Путин обратил особое внимание на то, что каждый год в результате алкогольного отравления погибают более сорока тысяч россиян, причем 'большинство из них - молодые люди, являющиеся кормильцами для своих семей'.
В деревне Дураково лечение бесплатное, но правила поведения очень жесткие. Для обеспечения деревни всем необходимым члены общины заняты работой целый день - они все делают сами, начиная деревообработкой и заканчивая уходом за домашним скотом. Каждый вечер проводятся собрания по образу и подобию сессий Общества анонимных алкоголиков, на которых все участники аплодируют друг другу за еще один день, прожитый без спиртного.
Михаил Морозов уверен, что с людьми, которым он помогает, его свела высшая сила: 'Бог приводит их ко мне'. Каждую неделю он принимает участие в проведении встреч Общества анонимных алкоголиков в Московском монастыре. По его словам, наиболее тяжелобольные люди приглашаются в Дураково, где они 'либо находят путь к Богу, либо нет; все зависит от них'.
Большинство мужчин и те немногие женщины, попадающие сюда, действительно обращаются к религии, живя в избах, таящих в себе отпечаток 'заколдованного леса', и спя на грубо сколоченных кроватях в окружении икон.
Роман Мягков, бывший бандит и рецидивист, проведший в тюрьме в общей сложности 25 лет, бережно относится к тому доверию, которое ему оказали жители Дураково, возложив на него обязанности администратора программы. 'Я перепробовал все, чтобы бросить пить, но здесь совсем другое дело - здесь есть Бог, - говорит он, и эмоции переполняют его. - У меня есть возможность [тайно] употреблять здесь спиртное. Но я не хочу подводить Морозова. Он доверяет мне'.
Согласно Роману, курс лечения в деревне проводится постепенно, шаг за шагом - сначала тебе поручают следить за домашним скотом или лошадьми. 'Я могу обмануть кого угодно, но только не себя. Степень отрезвления зависит от меры ответственности', - продолжает он.
Как правило, члены общины проводят в Дураково около года. 'Но в день, когда они уходят, их глаза меняются, - добавляет Роман. - Они становятся ярче, светлее'.
Однако не все истории заканчиваются счастливо. В церковном вестибюле Артем Нечаев, проживший здесь более четырех лет, показывает на ряды фотографий бывших обитателей деревни Дураково.
'Этот сейчас в тюрьме. Этот умер - он был наркоманом, - говорит Артем, который сам долгое время употреблял героин. - Это профессор. А вот механик, который часто приезжает, чтобы оставаться трезвым. Многие люди остаются трезвыми, но у всех, как говорится, по-разному'.
Из почти пятисот человек, побывавших в Дураково с 1994 г., двадцать восемь позже скончались от чрезмерного злоупотребления спиртным и передозировки наркотиками или других осложнений, вызванных пагубными привычками. Среди огромного участка земли с полем и вековым лесом, на котором стоят крепкие постройки, выгодно контрастирующие с покосившимися от времени соседними домами, иногда все же попадаются случайные пустые бутылки из-под водки или пива.
После того как первоначальный шок от жестких требований поведения проходит, жители Дураково чаще всего принимают их. Артем Нечаев впервые приехал сюда всего на несколько дней, а затем сказал, что ему нужно в больницу - отговорка, чтобы скорее достать очередную дозу героина.
'Я врал всем, только бы получить то, что я хотел, - вспоминает Артем, который вернулся и прожил в общине несколько месяцев, но потом, избавившись от зависимости, снова уехал. - Я находился в эйфории из-за того, что был абсолютно трезв. Я вернулся домой, и неожиданно увидел всю жизнь под совсем другим углом зрения. Все происходящее слишком сильно изменило меня, и я понял, что пока не готов для этой жизни'.
Артем подумывает над тем, чтобы стать священником, но прекрасно осознает, каким сильным человеком он должен стать в этом случае. 'Алкоголик или наркоман всегда будет в одном шаге от пропасти, даже после десяти лет трезвой жизни. Если он перестанет слушать свое сердце и прекратит работать над собой, то он примется за старое', - добавляет он.
Что касается Михаила Морозова, то для него деревня Дураково - это физическое и духовное убежище, где можно совершенствовать навык ведения трезвого образа жизни. 'Человек, зависящий от алкоголя или наркотиков, является рабом своих пагубных привычек, - отмечает он. - В этом случае он засоряет свою душу ложными эмоциями. После избавления от них пустоту в его душе заполняет любовь к Богу, ко всему живому на Земле. Ничего другое не поможет'.
Статистика: цена злоупотребления алкоголем в России:
· Половина случаев госпитализации связана с отравлением алкогольными напитками;
· Каждое пятое преступление совершается в состоянии алкогольного опьянения;
· В 2004 г. в стране официально зарегистрировано 2,5 миллиона алкоголиков;
· В деревнях потребление алкоголя на душу населения составляет 4,5 галлона в год.
(по данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ)
Первые пять стран по уровню потребления алкоголя в 2004 г.
(в галлонах; пиво и вино не учитываются):
· Российская статистика не включает спиртные напитки, полученные незаконным способом или в домашних условиях, что, по данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ, могло бы удвоить официальные данные.
1. Республика Молдова - 2,85
2. Реюньон (Маскаренские острова, владения Франции) - 2,25
3. Российская Федерация - 1,99
4. Сент-Люсия - 1,89
5. Доминика - 1,87
(по данным Всемирной организации здравоохранения)