МОСКВА, 1 мая - Сегодня днем в московском аэропорту Шереметьево задержан контрабандист, пытавший вывезти радиоактивные материалы. Его чемоданчик ничем не отличался от ручной клади других пассажиров. Когда же злоумышленник подошел к пункту контроля, загорелись сигнальные лампы, и включилась сирена. Скрытая видеокамера запечатлела пассажира. Служащие перенесли его чемоданчик в специальный свинцовый бокс.
Так прошли учения по программе борьбы с угрозой похищения радиоактивных материалов, которая осуществляется сейчас на территории бывшего Советского Союза. Роль задержанного пассажира сыграл таможенник, а сигнализировал об опасности немного переделанный датчик радиации, такой же, какие российское правительство при частичном содействии США устанавливает в различных местах.
После теракта 11 сентября 2001года США и Россия ускорили установку автоматических датчиков радиации в местах вероятного перемещения радиоактивных материалов - в морских портах, пропускных пограничных пунктах на автодорогах и в аэропортах. Делается это с целью предотвращения или выявления перемещения радиоактивных материалов на территории России - страны, в которой закон и порядок понятия малоизвестные.
В руководстве обеих стран надеются, что программа, названная "Вторая линия обороны", дополнит осуществляемые меры по обеспечению безопасности ядерных хранилищ бывшего Советского Союза, выявит уже похищенные материалы и те, которые могут попасть не в те руки в будущем.
Основу предусмотренной программой системы составляют датчики, которые уже сейчас можно найти на пропускных пограничных пунктах.
Программа дополняет совместные усилия США и стран бывшего СССР. С 1998 года США уже затратили на ее осуществление около 35 миллионов долларов.
Подробности программы держатся в тайне, в частности схема размещения датчиков и график их дальнейшей установки. ( Русские и американцы решились на демонстрацию и обсуждение датчиков, установленных в Шереметьево, поскольку считается, что их наличие и местонахождение уже известны).
Уже обнародованная информация позволяет сделать вывод о планах и возможностях усилий по обеспечению безопасности населения от ядерных и радиоактивных материалов, накопленных за годы холодной войны.
Специалисты в области нераспространения ядерных и радиоактивных материалов утверждают, что несмотря на усовершенствование способов хранения большинства таких материалов после развала СССР в 1991 году, опасения относительно обеспечения их недоступности сохраняются. Кроме того, Россия отказывается допустить американских специалистов на некоторые особо секретные объекты.
Значительные опасения вызывает и возможная неточность учета советских ядерных арсеналов. Остается только догадываться, сколько таких материалов исчезло до принятия более жестких мер их охраны.
Обоснованность таких опасений стала очевидной в 1994 году, когда злоумышленник с предназначенным для продажи грузом радиоактивных материалов обычным пассажирским рейсом вылетел из этого аэропорта в Мюнхен, где и был арестован.
По словам Пола М. Лонгсуорта (Paul M. Longsworth), заместителя директора управления национальной ядерной безопасности, полуавтономного учреждения в составе министерства энергетики США, упомянутые датчики в системе безопасности представляют собой часть линии "глубоко эшелонированной обороны", выстраиваемой для пути ядерных материалов, находящихся за границей, и США.
"Оборону лучше выстраивать где-нибудь подальше, а не в своем дворе", - сказал г-н Лонгсуорта в телефонном интервью из Вашингтона. С этой целью США оказали финансовую помощь в установке датчиков почти в 60 портах, аэропортах и на наземных пропускных пограничных пунктах России. На 30 сентября запланировано оборудование еще 15 пунктов. По словам директора программы Трейси Мустин, она уже вышла за пределы России. Датчики были установлены в Греции перед прошлогодними Олимпийскими играми, началось оборудование пунктов в Литве. Ведутся переговоры с Казахстаном. Украина также выразила готовность присоединиться к программе.
Как заявил руководитель службы таможенного контроля за ядерными и радиоактивными материалами Николай Кравченко, установленные датчики часто срабатывают, и в прошлом году было зафиксировано 14.000 сигналов тревоги.
В 200 случаев действительно имели место попытки незаконного провоза, в том числе и людьми, которые сами не подозревали, что везут такие материалы. Иногда у пассажиров оказывались радиоактивные денежные купюры, коллекционеры военных сувениров возят циферблаты приборов, а женщины носят радиоактивные украшения.
Кравченко сказал, что часто весьма сложно отделить виновность от незнания, как, например, в случае, когда водителей грузовиков задерживают на границе и обнаруживают радиоактивные материалы в перевозимом грузе отходов. Почти все водители клянутся, что понятия не имели о наличии в их грузе радиоактивных материалов.
По словам Кравченко, с 1995 года не было ни одного случая обнаружения оружейных материалов, хотя топливные таблетки и необогащенный уран находили. Имели место и случаи, похожие на попытку организованной контрабанды, говорит Владислав Божко, координатор программы в Шереметьево. В 2002 году поочередно сработали все датчики в одном из терминалов, как будто кто-то проверял их. "Мы считаем, что они просто выясняли степень надежности системы", - сказал Божко. Задержать никого не удалось.
По мнению специалистов датчики чрезвычайно чувствительны и реагируют на малейший радиоактивный след. (Это заявление подтверждается данными строгой проверки. Недавно моя жена возвращалась в Россию из США, где проходила курс обследований. На остатки изотопов в ее крови сработали два датчика.)
И все же эксперты в области нераспространения предупреждают, что возможности датчиков и программы Второй линии обороны ограничены.
По мнению Лауры Холгейт (Laura Holgate), регионального вице-президента неправительственной организации Инициатива против ядерной угрозы (Nuclear Threat Initiative), "многоуровневая оборона хорошо продумана и имеет большое значение, но лучшим и наиболее эффективным способом остается полное и надежное уничтожение опасных материалов".
"Не важно, насколько эффективны эти уровни, - продолжает Холгейт, - ни один из них не может гарантировать абсолютной герметичности".
Г-н Кравченко говорит, что Россия рассчитывает со временем оборудовать датчиками все пограничные пропускные пункты. Сейчас же в первую очередь ими снабжаются пункты, находящиеся в самых оживленных местах или рядом с хранилищами радиоактивных материалов.
Аналогичные планы разрабатываются и в Соединенных Штатах, где таможенное управление устанавливает все больше стационарных датчиков - известных как радиационные мониторы, в портах и на наземных погранпунктах и намерено оборудовать ими почти все такие пункты страны, говорит официальный представитель Управления Барри Морриссей (Barry Morrissey).
Руководство Национального управления ядерной безопасности утверждает, что готово продолжать оказывать помощь России, но проведет анализ эффективности использования затраченных средств, чтобы принять окончательное решение. "Мы готовы помочь в достижении 100% - ной надежности, если они ее добьются, - сказал г-н Лонгсуорт, - но это не означает, что платить будут американские налогоплательщики".