Прошло всего два месяца после восстания в Киргизии, в результате которого был изгнан президент Акаев, а в Средней Азии снова беспорядки. На этот раз ситуация гораздо более серьезная. В конце этой неделе до 500 человек были убиты и сотни ранены, когда войска открыли огонь по демонстрантам, пытавшимся штурмом взять тюрьму, чтобы освободить 23 человека, которых судили за членство в запрещенной исламской группировке (сообщения из этой страны, гдjndе репрессии стали правилом, вполне могут страдать неточностями). Тысячи узбеков бежали в сторону границы страны, пытаясь в поисках безопасности укрыться за ее пределами. Войска окружили город Андижан, где происходили перестрелки, воинские части также приведены в полную готовность в столице Узбекистана Ташкенте.
Бывший коммунистический руководитель, а нынешний президент Ислам Каримов, находящийся у власти в этой стране с населением в 24 миллиона человек с момента получения ею независимости, является диктатором. Режим его правления стал еще более коррумпированным и авторитарным, чем был в советские времена. Он подверг запрету и сурово обошелся со всеми оппозиционными организациями, обвинив даже умеренных мусульман в религиозном экстремизме и терроризме. Правозащитные организации подвергают его деятельность мощному осуждению, обвиняя его в применении пыток. При нем все более расширяется пропасть между богатой элитой и массой простых узбеков, которые говорят о том, что за последнее десятилетие условия жизни в стране резко ухудшились.
Нарушения, имеющие место в Узбекистане, хорошо известны в Великобритании, отчасти из-за скандала, связанного с высылкой из страны ее бывшего посла в Узбекистане Крейга Мюррея, который активно выступал на страницах печати, а затем заявил, что его заставили замолчать. Москва и Вашингтон также хорошо осведомлены о том напряжении, которое нарастает в стране. Однако стороны, каждая по собственным причинам, поддерживают Каримова. Русские поддерживают его, потому что Каримов подавляет все формы исламской оппозиции, которая, как он утверждает, связана с насилием в Чечне. Американцы выступают за него, потому что перед вторжением в Афганистан они создали на узбекской территории военную базу, которая играет ключевую роль в продолжающихся операциях против сторонников Аль-Каиды и Талибана.
Имевшее место в конце этой недели насилие ставит обе страны перед трудным выбором. Президента Путина, который не замедлил признать новый режим в соседней Киргизии, преследует дурное предчувствие о возможном падении всех постсоветских режимов на южных границах России. Он позволил себе впасть в заблуждение, уверовав, что всеми этими процессами манипулирует Запад, и что интересы России требуют твердой поддержки существующих промосковских правительств. Америка, действуя разумно, сегодня готова говорить более настойчиво. Она уже призвала узбекское правительство и демонстрантов к сдержанности.
Однако надежды на это мало. Используя угрозу исламского экстремизма в качестве оправдания действий по подавлению всей оппозиции, президент Каримов оттолкнул от себя умеренных узбеков и спровоцировал усиление поддержки настоящим экстремистам, таким как Исламское движение Узбекистана. Узбеки, традиционно являвшиеся сторонниками терпимости и умеренного ислама, разгневаны в связи с ростом в стране коррупции, репрессий и бедности. Чрезмерно резкая и страшная реакция государства, отдавшего приказ открыть огонь по демонстрантам, вызовет значительное усиление поддержки радикальных групп на всей территории Средней Азии. Соседние Туркменистан и Казахстан, где у власти также находятся репрессивные диктаторы, должны осуществить быстрые действия для снятия напряженности и предотвращения вспышки насилия. Надо также оказать давление на Каримова с тем, чтобы он внес корректировки в свой курс, пока его страна и весь нестабильный, но стратегически важный регион не оказались в огне насилия.
____________________________________________________________
Спецархив ИноСМИ.Ru
Резня в Узбекистане ("The Washington Post", США)
Сделка с деспотом ("Financial Times Deutschland", Германия)
Ветры перемен достигают Средней Азии ("The Financial Times", Великобритания)
События в Узбекистане - постыдная реакция на аморальное злодеяние ("The Independent", Великобритания)
Что вынуждает Запад поддерживать этого палача ("The Guardian", Великобритания)
Азиатская дыра ("La Vanguardia", Испания)
Нестабильный Узбекистан ("The Wall Street Journal", США)
Да здравствует ветер перемен в Азии ("The Independent", Великобритания)
Восстание в Узбекистане подавлено железной рукой ("The Times", Великобритания)
Напряженность в Ташкенте ("The Daily Telegraph", Великобритания)
Восстание, потопленное в крови ("Liberation", Франция)