Было время, когда беспорядки в стране под названием Узбекистан не означали бы для американцев ровным счетом ничего. Но в эпоху 'Аль-Каиды' выступления исламистского толка против светского руководства, допустившего существование на своей территории важнейшей в стратегическом отношении американской военной базы, просто невозможно игнорировать.
И без того непростая ситуация усугубляется тем фактом, что это руководство возглавляет Ислам Каримов. Узбекистан Каримова имеет отнюдь не лестную особенность считаться самым репрессивным государством в Средней Азии, регионе, незнакомом с понятием политического либерализма. Поэтому можно только посочувствовать администрации президента Джорджа Буша (George Bush) по поводу того, в каком затруднительном положении она оказалась после кровавых событий в Ферганской долине на востоке Узбекистана. В пятницу в городе Андижан демонстранты захватили тюрьму и освободили заключенных.
Их гнев был вызван арестом 23 предпринимателей-мусульман, представших перед судом по обвинениям в религиозном экстремизме. Толпа освободила этих людей, а вместе с ними - еще две тысячи заключенных. Полиция открыла стрельбу по демонстрантам, убив десятки людей. Согласно некоторым новостным сообщения, количество погибших перевалило за отметку в двести человек.
Из-за американского присутствия 23 миллиона узбеков будут внимательно следить за реакцией Соединенных Штатов на недавнее насилие. Пресс-секретарь Белого дома Скотт Макклеллан (Scott McClellan) отметил, что 'народ Узбекистана хочет видеть более представительное и демократическое правительство. Но он должен выражать свое мнение мирными средствами, а не при помощи насилия - вот основная идея нашего послания'.
Американские политики знают, что Исламское движение Узбекистана (ИДУ), которое ассоциируется с 'Аль-Каидой' и талибами, уже давно не использует Ферганскую долину в качестве операционной базы. Им также известно, что Ислам Каримов помогал им в войне с терроризмом по той простой причине, что это отвечало его собственным интересам. Предоставление Соединенным Штатам военной базы для свержения режима талибов в Афганистане было выгодно обеим сторонам.
Все это делает его в лучшем случае ненадежным союзником, способным легко отказаться от своих обязательств. Он борется с исламистами, с этим никто не спорит, но делает это, подавляя любую оппозицию или другой законный источник инакомыслия. В такой стране как Узбекистан, где допустим только государственный ислам, вступление в подпольные исламские организации само по себе является формой протеста.
Кто-то, возможно, захочет сравнить Ислама Каримова и Первеза Мушаррафа (Pervez Musharraf), еще одного авторитарного лидера, имеющего тесные связи с американским правительством. Однако президент Пакистана в отличие от своего узбекского коллеги терпимо относится к зачастую резким выступлениям оппозиции и планирует проведение демократических выборов через два года. Ислам Каримов засадил в тюрьму тысячи людей, обвиняемых в совершении политических преступлений. Ситуация с соблюдением прав человека в Узбекистане настолько плоха, что Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) приостановил программу кредитования в отношении этой страны, а Международный валютный фонд (МВФ) близок к тому, чтобы вообще покинуть ее.
Народные выступления в Узбекистане были вдохновлены примером демонстрантов, сумевших недавно свергнуть диктаторский режим в соседнем Киргизстане, а также событиями в Грузии и Украине. Демократические силы в этих странах пользовались активной поддержкой Запада и в особенности Соединенных Штатов.
В ходе своих выступлений, посвященных демократии, Джордж Буш не раз протягивал руку помощи диктаторам, желающим встать на путь перемен. Ислам Каримов не сделал в этом направлении ни одного шага. Вполне возможно, что его свержение, если, конечно, оно произойдет, будет сопровождаться реками крови. Основная задача сегодня заключается в выявлении в Узбекистане демократических сил, заслуживающих поддержки Соединенных Штатов, в надежде на то, что когда-нибудь узбекский народ будет в состоянии осуществить самостоятельный переход к демократии.