'Исламистская угроза' служит оправданием репрессий в Узбекистане
Смешение племен и народов. Исламисты, готовые взяться за оружие. Население, доведенное до крайности нищетой и репрессиями. И старый, запятнавший себя кровью президент, который удерживает власть лишь силой, при поддержке России и США. Все эти составляющие, которых вполне достаточно для того, чтобы в Средней Азии разгорелся еще более серьезный кризис, уже давно собраны воедино в Узбекистане.
Узбекистан, созданный в 1924 году Сталиным, которому доставляло удовольствие перемешивать и разделять народы Средней Азии, является тюркоязычным государством, включающим в себя Самарканд и Бухару, исторические города, на которые претендуют говорящие по-персидски таджики. Страна стала независимой лишь в 1991 году, когда распался Советский Союз. С тех пор в стране железной рукой правит 67-летний Ислам Каримов, бывший коммунистический аппаратчик, который впервые добился своего избрания в декабре 1991 года, набрав 86% голосов избирателей. Уже через месяц по его приказу пролилась кровь: студенты, требовавшие его отставки, были разогнаны полицией, шестеро из них были убиты.
Подпольная оппозиция Сын военного, прошедший советскую школу, Ислам Каримов в первую очередь истребил всякую демократическую оппозицию, отправив в тюрьму активистов партий 'Эрк' (Свобода) и 'Бирлик' (Единство), в результате чего в Узбекистане осталась только подпольная исламистская оппозиция, с которой он намерен так же жестоко бороться. За последние годы тысячи настоящих или предполагаемых исламистов, как правило, связанных с Хизб ут-Тахрир или Исламским движением Узбекистана, были брошены в тюрьмы. Организация 'Human Rights Watch' констатировала, что за 'религиозный экстремизм' в тюрьмах Узбекистана, где нередко применяются пытки (заключенных избивают и даже ошпаривают кипятком), находятся не менее 7 000 мужчин и женщин.
Так в Андижане причиной беспорядков послужил судебный процесс над 23 предпринимателями, которые обвиняются в том, что они снабжали деньгами 'секту' 'Акрамия', связанную с Хизб ут-Тахрир. В то время как процесс близился к завершению, сотни родственников и друзей обвиняемых вышли на улицы, требуя их освобождения. В ночь с четверга на пятницу, в результате явно хорошо подготовленной операции по захвату тюрьмы, эти 23 заключенных были освобождены.
Военно-воздушная база. Вплоть до настоящего момента эта борьба Ислама Каримова против исламизма пользовалась поддержкой, как со стороны России, так и со стороны Соединенных Штатов. Последние годы Узбекская армия, которая в пятницу открыла стрельбу по толпе в Андижане, а потом взяла город под контроль, получала от США миллионы долларов 'во имя борьбы с терроризмом'. В октябре 2001 года, в связи с вторжением в Афганистан, США добились от Ташкента права использования военно-воздушной базы. До сих пор Вашингтон слабо реагировал на кровопролитие, которое их союзник устроил в регионе в пятницу. Он счел достаточным призвать 'как правительство, так и митингующих проявлять сдержанность'.
Москва, которую еще меньше, чем Вашингтон, смущает авторитаризм Ислама Каримова, также оказывает ему поддержку во имя борьбы с 'исламистским терроризмом'. Вчера российский министр иностранных дел Сергей Лавров с уверенностью заявлял о том, что видит за восстанием в Андижане руку 'талибов'. Подобная угроза достаточно серьезна, чтобы оправдать любую бойню на улицах Андижана. 'Если мы позволим террористам действовать, мы поставим весь регион на грань кризиса', оправдывал вчера действия узбекских властей российский министр.
Такая политика поддержки авторитарных и коррумпированных режимов перед лицом 'исламистской угрозы' уже привела в соседнем Таджикистане в 1992 и 1997 годах к гибели более 50 000 человек. Как тогда, так и сейчас Россия и Узбекистан защищают и даже вооружают другого местного диктатора, Имомали Рахмонова, который взял на себя задачу подавления 'исламистов', не считаясь с тем, что число погибших при этом исчисляется десятками тысяч.
Чисто силовая политика. Может быть, настало время признать, что такая чисто силовая политика ведет лишь к тому, что подпольные исламистские ячейки становятся все более многочисленными? США, присутствие которых в регионе все более заметно, безусловно, уже это поняли и совсем недавно выступили вдохновителями 'демократической революции' в другой соседней стране - Киргизстане, где исламистская угроза не так сильна. Это недавнее вмешательство, предпринятое в Киргизстане, как и в Афганистане, соседних с Узбекистаном странах, заставляет сегодня Соединенные Штаты представить доказательства того, что 'распространение ими демократии' в бывших советских республиках может способствовать выходу из кризиса, который в противном случае окажется куда более опасным.