В прошлый понедельник Россия широко отметила шестидесятую годовщину победы над нацистской Германией парадом на Красной площади в Москве, где и прежде, в те времена, когда Советский Союз был второй мировой державой, проводились пышные празднества. Шестьдесят глав государств и правительство присутствовали на недавних торжествах. В разгар действа Ширак обернулся к Путину, показывая ему поднятый вверх палец правой руки в знак одобрения происходящего. Организация праздника была действительно превосходной. В представлении сочетались и воспоминание об исторической победе, и элемент одобрения дня сегодняшнего.
Послание, заключенное во всем происходившем, вполне ясно: мы были великими, мы сыграли решающую роль и у нас есть все доводы для того, чтобы с нами считались. В первую очередь эта мысль должна была затронуть патриотические струны русского народа, который должен видеть режим Путина как гарант того, что Россия ни отказывается от своего прошлого, ни деморализуется перед лицом проблем, выпавших на ее долю. Проблем, которых действительно много: дезинтеграция громадной многовековой империи, потеря абсолютной гегемонии в половине Европы, радикальная смена альянсов республиками, прежде входившими в состав Советского Союза, война в Чечне. А, кроме того, невзгоды, последствия которых сказываются незамедлительно: экономический, социальный и даже моральный упадок, последовавший за крахом советского режима. Все эти проблемы Путин пытается решить, прибегая к до боли знакомым средствам прежних лет.
Были у прошедшей церемонии и другие значения. Некоторые вполне явные, другие - завуалированные, богатые различными нюансами. Семь тысяч молодых солдат, которые несли красные, с серпом и молотом, флаги советских времен и современная бронетехника должны были вместе с двумя тысячами ветеранов войны, сидевших с гвоздиками в руках в грузовиках военных времен ЗиС-5, и старым танком сороковых годов вызывать у людей чувство национальной гордости. Так соединялись чаяния тех, кто живет сегодня, и незабываемое наследие прошлого. Советского Союза не стало, но Россия продолжает стоять.
Тем не менее, этот двойной характер послания - преемственность и волеизъявление дня сегодняшнего - подавался с некоторыми уместными отступлениями. Мавзолей Ленина на Красной площади был скромно скрыт. Большой портрет того, кто был прозван 'Отцом народов', снят. Но во время парада перед глазами Буша промелькнули уменьшенные изображения обоих идолов советской эпохи. В чистом столичном небе истребители прочертили три полосы сегодняшнего флага страны - голубую, белую и красную - словно для противовеса тому изобилию красного, оставшегося с коммунистических времен, что колыхалось над безупречно ровными шеренгами солдат.
Выступление Путина тоже оказалось двусмысленным: 'Уроки войны предупреждают, что пособничество насилию, безучастность и выжидание неизбежно ведут к страшным трагедиям мирового масштаба. И потому перед лицом реально существующих сегодня угроз терроризма мы должны оставаться верными памяти наших отцов, обязаны отстоять миропорядок, основанный на безопасности и справедливости, на новой культуре взаимоотношений, не допускающей повторения ни 'холодных', ни 'горячих' войн'.
Буш невозмутимо выслушал все это, сидя на отведенном ему на время церемонии месте. В самом центре трибуны для почетных гостей. Он и его жена Лаура рядом с Людмилой и Владимиром Путиными. Два хранителя наследия величайшей победы. Воплощение двух сил, которые не хотят возвращаться к трагическому опыту ни Второй мировой, ни холодной войны и объединившиеся сегодня в борьбе против терроризма, в которой, по утверждению русских, чеченский терроризм приравнен к терроризму Аль-Каиды. Но при этом каждый из лидеров остается верен своей исторической сущности.
Однако Путину пришлось, не показывая вида, смириться и с 'подарком', принять который оказалось много труднее. Тот самый Буш, что присутствовал на торжествах на Красной площади, только что вернулся со встречи в Риге с главами трех балтийских республик, некогда советских, а сегодня входящих в состав ЕС и НАТО. В отношениях между этими странами и Россией есть и старые обиды, и нынешние спорные вопросы, вроде определения границ и отношения в Прибалтике к русскоязычному меньшинству.
А на следующий день американский президент должен был отправиться в Тбилиси, столицу Грузии, где в ноябре 2003 года произошла так называемая 'революция роз', в результате которой к власти пришел Михаил Саакашвили. Получивший образование в Соединенных Штатах 37-летний грузинский президент убежден, что мирные революции в его стране и совсем недавно произошедшая на Украине это 'новая реальность, возникшая на пространстве бывшего Советского Союза'.
На указанную реальность в Кремле смотрят со всякого рода предубеждениями. Существует опасность распространения эффекта домино по всему 'деликатному' кавказскому региону. Что повлечет за собой такие негативные для России последствия, как, например, строительство газопровода, по которому в обход российских территорий азербайджанская нефть будет перебрасываться в Грузию и Турцию. Во всем этом Россия видит угрозу своему праву поддерживать особые отношения с бывшими советскими республиками. Так называемым ближним зарубежьем, с каждым разом все больше отдаляющимся от Москвы. У Путина есть причины насторожиться. Приезд в Москву был для его могущественного американского гостя небольшой остановкой на пути из Риги в Тбилиси. В первой из названных столиц он встретился с президентами балтийских стран, чтобы поприветствовать их как первостепенных союзников по НАТО. Во второй его горячо принимали почти двести тысяч человек, размахивавших грузинскими и звездно-полосатыми американскими флагами. Перед лицом этой толпы Буш прославил Грузию как 'маяк свободы'.
Так, с севера и с юга, вокруг России начинают сжиматься тиски. Буш говорит о 'ветре перемен 1989 года, который, разрушив Берлинскую стену, сегодня достиг других регионов, начиная с Каспийского и Черного морей и заканчивая Персидским заливом'. Но при этом, оставив в стороне риторические заявления, Буш просит балтийские страны проявлять гибкость в отношениях со своим соседом Россией. И призывает к благоразумию Грузию, которая все еще принимает на своей территории российские военные базы и на протяжении уже многих лет борется с сепаратистскими настроениями в Абхазии и Южной Осетии, пользующихся покровительством Москвы.
Последующая встреча Путина с руководителями Европейского Союза протекала по тому же, даже еще более реалистичному, руслу. Сближение с Россией, основным инициатором которого выступает Германия, необходимо. Необходимо налаживать связи, находить точки соприкосновений. Не стоит ни отдалять Россию, ни превращать Европейский Союз в закрытое пространство. Европа от Атлантики до Урала, о которой говорил де Голль, не просто удачная словесная находка, а реальность с исторической основой, которую необходимо привести в соответствие с сегодняшним днем посредством открытия новых путей сотрудничества. Однако, все это не освобождает от необходимости выдвинуть на первый план все оговорки, касающиеся соблюдения свобод и прав человека в России.
Вполне объяснимо, что соседствующие с Россией страны опасаются былого имперского авторитаризма, на свой манер возрожденного Путиным. Согласно недавно проведенному среди поляков опросу общественного мнения, большая часть из них боится России. И их память хранит более чем достаточно причин для такого отношения. Именно поэтому в этих бывших советскими или советизированных странах, вступивших сегодня в НАТО и ЕС, сегодня испытывают облегчение или мечтают о нем - как в Грузии и на Украине, думая о безопасности своего будущего. Как бы то ни было, Россия находится здесь, в поисках своего пути. Этим нельзя пренебрегать.
Подтверждением тому служат московские торжества, где явно ощущались все противоречия, которые ставятся в вину России: победа и безжалостная тирания, освобождение и порабощение половины Европы, первоначальный сговор с Гитлером и последующее нечеловеческое усилие для победы над ним.