'Kurier': Какие цели Россия преследует в сотрудничестве с ЕС?
С.В.Лавров: Мы хотим и далее развивать сотрудничество с ЕС. Целью нашей внешней политики является обеспечение безопасности, не только потому, что это необходимо российскому государству для диверсификации своей экономики, но и потому, что нам необходимо решать социальные проблемы населения. Мы никогда не станем использовать наши богатые источники энергоносителей в качестве средства политического давления. Мы хотим сотрудничества на рыночной основе.
'Kurier': Как вы относитесь к австрийскому нейтралитету?
С.В.Лавров: Основа Государственного договора - нейтралитет - стал символом возрождения Австрии как независимого государства. Поэтому нейтралитет позитивен. Он создал предпосылку для самостоятельной роли Австрии в Европе. Мы высоко ценим австрийский нейтралитет и исходим из того, что его судьба в руках самих австрийцев. О тенденции изменить что-либо в содержании нейтралитета я ничего не слышал. Но мне хорошо известно, что преобладающее большинство австрийцев твердо выступает за нейтралитет.
'Kurier': Почему Россия так критически относится к ОБСЕ?
С.В.Лавров: Мы критикуем эту организацию, но мы не желаем ее распада. Мы хотели бы укрепить ее на принципе, на котором она создавалась- на основе равноправия всех ее участников. Де-факто ЕС и НАТО заняли сейчас такую позицию, что они рассматривают себя в качестве образца демократии и поэтому они намерены заниматься исключительно другими государствами, прежде всего находящимися на постсоветском пространстве. Мы же стремимся, чтобы ко всем странам был одинаковый подход. Мы не приемлем тот факт, что ОБСЕ более не занимается проблемами в странах-членах ЕС - Литве, Латвии и Эстонии, потому что те якобы уже решили вопросы демократии, прав человека и прав национальных меньшинств. Дело обстоит иначе. Там проживают более 600 тыс. человек, которые в сегодняшней цивилизованной Европе рассматриваются как неграждане. Это даже отмечено в их паспортах. Это не имеет ничего общего с демократией. Что вызывает у нас обеспокоенность, так это попытки разделить ОБСЕ на 'стран-праведников' и 'стран-грешников'. Это приводит к попыткам смены режимов в отдельных странах при помощи наблюдателей за выборами. На результаты выборов оказывается влияние тем, что председатель ОБСЕ в день голосования еще до объявления окончательного итога заявляет, было ли голосование легальным или нет.
'Kurier': Какую роль Россия играет в СНГ?
С.В.Лавров: С распадом СССР мы лишились государства, которое, при всех своих исторических проблемах, имело и позитивные качества, в частности, в сфере экономических отношений, культуры, образования, науки и, прежде всего, отношений между людьми. Поэтому осталось еще многое, что объединяет ныне независимые государства. Свое присутствие, будь то военное или какое-либо другое, мы никому не навязываем. Мы уважаем своих соседей. Мы не желаем монополии на постсоветском пространстве, но мы также не приемлем, чтобы кто-то другой обладал эту монополией. Если наши партнеры из Евросоюза будут действовать транспарентно, то у нас не будет возникать никаких проблем. Это приведет к взаимному уважению - на одной стороне ЕС и США, на другой - Россия.
'Kurier': Должны ли преступления прошлого остаться в истории?
С.В.Лавров: Что касается прошлого, то я против того, чтобы разрушались памятники, но в равной степени необходимо осторожно относиться и к установлению новых. Прошлое не должно превращаться в предмет повседневной политики. Анализировать историю - задача ученых. Сегодня мы часто слышим, что гитлеровский режим сравнивается со сталинизмом. Я хотел бы подчеркнуть, что Гитлер был намерен провести в Европе этнические чистки, искоренить и изгнать целые народы. Поэтому аморально заявлять людям, сражавшимся за освобождение Европы, что на самом деле, речь, мол, шла об оккупации Европы.
____________________________________________________________
Спецархив ИноСМИ.Ru
Сергей Лавров: "Оставаться вне союзов" ("News", Австрия)
Сергей Лавров: "ЮКОС" мы не ренационализировали ("BBC", Великобритания)
С. Лавров: Мы - молодая демократия, при продвижении вперед у нас случаются и ошибки ("PBS", США)
Сергей Лавров: Россия открывает Украине путь в НАТО ("Handelsblatt", Германия)
Сергей Лавров: Реформы усилят значимость ОБСЕ ("The Financial Times", Великобритания)
Сергей Лавров: Россия и Германия: воплощая стратегическое партнерство ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)
Сергей Лавров: Не только смена вывески ("Focus", Германия)
Сергей Лавров: Что нужно сильной России? ("The Wall Street Journal", США)