Прежде следует сказать одно: с обвинением российского нефтяного миллиардера Ходорковского, в свое время обеспечившего себе по методу самообслуживания на аукционах, на которые были выставлены советские предприятия, самые жирные куски, не было бы ничего противозаконного и в любом другом правовом государстве.
Но Россия пока еще не правовое государство. И процесс против Ходорковского - это фарс. Отправка в исправительно-трудовую колонию - расплата за деятельность крупного предпринимателя, которая в любой демократической стране была бы законной: человек поддержал оппозиционные партии и сам высказал амбиции на президентский пост.
Это вызов Кремлю. В конце концов, президент Путин обещал не вмешиваться в бизнес олигархов, если те в ответ будут держаться подальше от политики. В конечном счете, Путину было важно преподать раз и навсегда урок. Заставив органы юстиции убрать конкурента, он не раз и сам запачкал руки. Прежде самый богатый человек России сегодня разорен, его нефтяную империю - эта отрасль промышленности является главным источником доходов страны - присвоило государство.
В результате 35 других мультимиллиардеров России, все без исключения сделавших свое состояние с одобрения Кремля в результате применения сомнительной практики приватизации в начале 90 годов, теперь знают, что с ними будет, если они станут поперек дороги Путину: исправительно-трудовая колония и национализация их предприятий.
Это попахивает методами Сталина. Российское население, конечно, поддерживает жесткий курс Путина против 'хищников-баронов'. Но этот прием, судя по всему, вряд ли подходит для того, чтобы укрепить доверие зарубежных инвесторов к рынку России. С этой точки зрения канцлер Германии Герхард Шредер (Gerhard Schroeder) тоже должен был бы срочно пересмотреть свою оценку, которую он дал Путину, назвав его 'демократом чистейшей воды'.