Едва в Москве пошел на убыль подъем патриотизма и отгремело помпезное празднование Дня Победы, как в Кремле возобновилась мышиная возня. Кремлевские группировки делят останки нефтяной группы ЮКОС, но настоящая ставка в этой игре - вопрос о смене власти в России в 2008 г., когда закончится второй президентский срок Владимира Путина. В битве за власть сошлись два клана из президентского окружения, к которым не совсем подходят широко используемые журналистами ярлыки 'силовиков' (представители спецслужб) и 'либералов'.
Сейчас сложилось новое соотношение сил - между 'убежденными националистами' и 'европрагматиками'. За этими группировками стоят два очень влиятельных человека, оба они занимают посты заместителей главы Администрации президента. Предводитель 'националистов' 44-летний Игорь Сечин в советское время работал на КГБ, в скромной должности 'переводчика' в Мозамбике. В начале 1990-х гг. вошел в путинскую команду в мэрии Санкт-Петербурга.
С прошлого года Игорь Сечин возглавил еще и государственную нефтяную компанию Роснефть, которая в результате различных сомнительных операций приобрела в конце 2004 г. основной филиал ЮКОСа - компанию Юганскнефтегаз. В клан Сечина входят такие личности, как бывший сотрудник экономического департамента ФСБ Виктор Иванов или бывший банкир Сергей Пугачев, который любит выставлять напоказ свои религиозные убеждения. Россия в их видении представляется славянской страной со своими, православными ценностями, отличными от ценностей западного мира, страной, где роль государства и армии священна.
Рост недовольства
Эта группировка пытается раскрутить Дмитрия Рогозина в качестве кандидата на президентских выборах 2008 г. Рогозин - лидер националистической и ксенофобской партии 'Родина', совершившей настоящий прорыв на парламентских выборах 2003 г. Финансирует клан компания 'Роснефть', и вместе они недавно одержали крупную победу. 17 мая российские власти объявили о том, что слияние 'Роснефти' с Газпромом все же не состоится. Компания сохранит свою автономию и свободу рук в финансовых делах.
За другим кланом, 'европрагматиков', стоит Владислав Сурков. Этот 'серый кардинал' работал в 1990-х гг. на разные компании, принадлежащие российским олигархам (холдинг Менатеп, обладавший контрольным пакетом акций ЮКОСа, банковскую группу Альфа), а при Путине занялся организацией региональных выборов, которые в России проходят с широким использованием административного ресурса (давления на губернаторов и средства массовой информации).
Группировке Суркова хотелось бы сохранить 'европейский фасад' России, создать хотя бы видимость курса на сближение с Западом. 'Но на практике это скорее прикрытие, стремление использовать западных партнеров, поскольку приверженность демократическим ценностям у этих крайне циничных людей весьма относительна', - говорит бывший диссидент Виктор Игрунов.
К этой группировке примкнули глава ФСБ Николай Патрушев, министр обороны Сергей Иванов (не пользующийся популярностью в армии) и глава президентской администрации Дмитрий Медведев, который возглавляет также совет директоров Газпрома, оказывающего клану финансовую поддержку. В конце 2004 г. Газпром попытался захватить контроль над частью акций ЮКОСа, но потом отказался от этих планов, опасаясь судебных исков за границей. Последнее политическое детище 'прагматиков' - молодежное движение 'Наши'. Хоть они и называют себя 'антифашистским движением', их настоящая цель - заставить замолчать голоса, выступающие с критикой в адрес Путина и сократить влияние партии 'Родина'. 'Наши' должны будут контролировать все молодежные выступления, обращая их недовольство против врагов Кремля, чтобы предотвратить саму возможность 'оранжевой революции' в России.
Путин, которого каждая из этих группировок, оспаривающих между собой еще и контроль над президентской партией 'Единая Россия', пытается привлечь на свою сторону, решил пока уйти в тень. Говорят, что президент России обескуражен неудачами своей политики на постсоветском пространстве, особенно на Украине. Рост социального недовольства, отрицательные последствия дела ЮКОСа для экономики России и многочисленные реформы, зашедшие в тупик (административная, военная и т.п.) отбили у хозяина Кремля интерес к крупным международным мероприятиям и заграничным поездкам. В апреле этого года Путин еще раз заявил о том, что он не намерен менять Конституцию для того, чтобы продлить свой мандат после 2008 г. Неопределенность в вопросе о преемнике способствует оживлению подковерной борьбы в Кремле, а раздел ЮКОСа еще больше возбуждает аппетиты соперничающих группировок.