Почему сейчас сознательно преуменьшают исключительные заслуги Советского Союза в победе над нацизмом в 1945 г. и деятельность партизан? Во время холодной войны западная историография больше доверяла англосаксонским источникам.
Почему тому, что было правдой в 1945 г., в момент победы над фашизмом, больше не верят сегодня? Главные творцы этой победы - Красная армия и советский народ. По меньшей мере, половина погибших во Второй Мировой войне - русские. Нацисты планировали уничтожить как минимум 30 млн. советских 'недочеловеков' и депортировать еще 30 млн. (1). На оккупированных территориях было истреблено 10 млн. человек, из них 2,7 млн. евреев. Только в 1941-42 гг. немцы выполнили свой 'план' по уничтожению 3,3 млн. советских пленных! Как забыть блокаду Ленинграда, тысячи трагедий, подобных французскому Орадуру, в Белоруссии, России и на Украине, 70 000 разрушенных деревень, бесчисленные зверства зондеркоманд, СС, Вермахта и их националистических и фашиствующих прихвостней (из Польши, Прибалтики и Украины), геноцид, от которого советским войскам удалось спасти один миллион евреев? (2)
Мы цитируем здесь не чье-то мнение, а исторические факты, которые почти не известны молодому поколению. Основополагающая роль советской армии в победе была признана в 1945 г. политическими и военными лидерами стран антигитлеровской коалиции - американским президентом Франклином Рузвельтом, английским премьер-министром Уинстоном Черчиллем и генералом де Голлем. Разве дождались бы мы освобождения, если бы советская армия не разгромила врага под Москвой, Сталинградом и Курском, если бы не было великого контрнаступления, в результате которого армии маршала Жукова взяли Берлин и водрузили на Рейхстаге красный флаг?
Если бы не было этих 'красных' побед, никто не остановил бы фашистский геноцид, до тех пор, пока нацисты не добились бы своей цели - истребить все 11-12 млн. евреев, проживавших в Европе. Сейчас же создается такое впечатление, что о вкладе советских войск в победу стараются говорить как можно меньше, забыв про слова Эрнеста Хемингуэя: 'Каждый человек, который любит свободу, за всю свою жизнь не успеет отблагодарить Красную армию за то, что она сделала для нас!'
Специалист по русской истории Марк Ферро (Marc Ferro) считает, что впоследствии появилось некое табу, которого не было раньше: сейчас не принято говорить о том, что именно Советская армия разгромила силы Вермахта, и что благодаря этому произошла высадка союзников в Нормандии, и американо-английские войска смогли освободить Западную Европу. Нельзя сказать, что эти операции просто следовали друг за другом, существует прямая связь между ними. Но годы шли, началась Холодная война, и роль Советской армии стали потихоньку замалчивать. А сегодня, когда она распадается (М.Ферро писал эти строки в 1992 г.), мы все больше доверяем англосаксонским источникам, расписывающим свои военные успехи.
К тому же, 'в глубине души мы не можем признать, что в некоторые моменты истории русские обладали техническим и промышленным превосходством над немцами'. Марк Ферро говорит о Т-34, 'лучшем танке того времени', который поверг немецких военачальников в смятение, о производстве не уступающих мировым аналогам пушек. А крупные поставки английского и американского оружия, вокруг которых на Западе подняли столько шума, могли быть осуществлены только после победы русских под Сталинградом и под Курском. (3)
Было чему удивляться, когда страна, которой многие наблюдатели до 1941 г. предрекали распад, за короткое время сумела собрать все свои силы, мобилизовать патриотическую энергию всех народов, ее населявших. Ведь в составе Советской армии были не только русские и евреи, но и украинцы, белорусы, грузины, армяне, мусульмане с Кавказа, из Крыма, из Центральной Азии, были и батальоны ГУЛАГа насильно или добровольно мобилизованные на борьбу с захватчиками.
В этом сопротивлении проявились неожиданные инициативы, социальная и почти артистическая изобретательность. В то же время советскому народу пришлось до дна испить свою чашу страданий, когда Сталин своей железной рукой проводил реорганизацию страны. Недавние исследования немецких историков, которые изучили новые архивные документы, подтверждают факт геноцида и проливают свет на некоторые подробности, в частности, на пособничество фашистам местных властей, например, в восточной Галиции, которая раньше была польской.
Они свидетельствуют о том, что истребление славянских 'недочеловеков' и еврейский геноцид - единый процесс, вошедший в историю этой войны на востоке, которую развязали расисты и колонизаторы. Любопытно, что ни один из этих трудов не был переведен на французский язык. Историк Доминик Видаль (Dominique Vidal) в своей книге синтезировал их для французского читателя, который ничего не знает об этих открытиях. (4)
Официальная советская статистика, по которой СССР потерял в этой войне 20 млн. человек, иногда считается преувеличенной. Однако более поздние исследования доводят эту цифру до 26-27 млн., во всех категориях. (5) К этому следует добавить десятки миллионов раненых, сирот, потерявших свой кров людей, которым пришлось после 1945 г. без какого бы то ни было плана Маршалла заново отстраивать обескровленную и полуразрушенную родину. Не следует забывать еще и о том, что восточный фронт против 'еврейского большевизма', как нацисты называли советскую власть, состоял не только из немцев. Союзные войска Румынии, Венгрии, Испании, Италии, Хорватии, легионы и дивизии СС со всей Европы, в том числе из Фландрии и Валлонии, поддержали нацистов, получив даже благословение некоторых церквей.
Некоторые историки даже говорят о 'европейской гражданской войне', в которой 'христианская и цивилизованная' Европа встала на сторону фашистов, воевавших с 'большевистскими варварами'. (6) Эту формулировку сразу же подхватили сегодня те наследники коллаборационистов, которые в Германии и в Прибалтике, а также на Украине или во Фландрии пытаются реабилитировать бывших эсэсовцев и националистические или 'антисталинские' движения, которые дошли в своей поддержке Гитлера до того, что сами принимали участие в геноциде.
Другая Европа в это время сражалась - Европа партизанская. Армии освобождения Югославии и Греции, 'партизанская республика' в Белоруссии, вооруженные партизаны Италии, партизаны и вольные стрелки Франции, Бельгии и других стран. . . 'Верующие и безбожники', коммунисты, социалисты, либералы, христиане или просто патриоты, которые не могли смириться с немецкой оккупацией и варварством. Воспоминания о сопротивлении сейчас не всем по вкусу, поскольку они поднимают вопрос о коллаборационизме, о режимах, подобных вишистскому и о тех, кто сделал другой выбор.
Конечно, намного удобнее оплакивать всех погибших на войне - которые, безусловно, заслуживают того, чтобы их оплакивали, - чем задаваться вопросом о политическом и гражданском выборе людей, столкнувшихся с нацизмом и оккупацией. Как соотносится стремление выставить себя жертвой с необходимостью нести ответственность за свои поступки - вот один из самых актуальных вопросов сегодняшних дискуссий о войне!
А нам просто хотелось бы, чтобы 8 и 9 мая, отмечая очередную годовщину фашистской капитуляции, мы не забывали о некоторых исторических фактах. И чтобы никто не воспользовался этим днем, чтобы реабилитировать коллаборационистов и ставить памятники бывшим эсэсовцам!
(1) Christian Gerlach 'Krieg, ernaarung, Voelkermord. Deutsche Vernichtungspolitik im Zweiten Weltkrieg' HIS, Hamburg 1998, Pendo, Zurich 2001.
(2) V.Annie Lacroix-Riz, 'L'Union sovietique par pertes et profits', 'Le Monde Diplomatique', mai 2005.
(3) Marc Ferro, idem, p.57
(4) Dominique Vidal 'Les historiens allemands relisent la Shoah'. Ed. Complexe, Bruxelles 2002.
(5) Кваша, Соколов, Андреев и др. Работы, опубликованные в России
(6) Так считают в Таллинне, столице Эстонии, которая, между прочим, входит в Евросоюз. Подобного рода теории в ходу в Эстонии и Латвии, а также в Галиции (Западная Украина)
Ги Спитальс - министр и писатель, Жан-Мари Шовье и Владимир Калле - журналисты