Своим экономическим весом Пекин меняет географию Юго-востока Азии и налаживает отношения с такими союзниками Соединенных Штатов, как Таиланд
Возможно Китай и врывается в мир подобно слону в посудную лавку, как того опасаются реалисты, но пока ему удается менять географию Юго-востока Азии, не повышая голоса и лишь благодаря своему экономическому весу. Можно ли, в таком случае, увязать пробуждение Китая со стремлением Японии, все больше приближающейся к Соединенным Штатам, превратиться в нормальную страну, играющую не только экономическую, но и политическую роль? На прошлой неделе, в Киото - прежней столице японской империи - встречались министры иностранных дел стран Азии и Европы, стремящиеся расширить сотрудничество на евразийском континенте. Однако в скором времени все внимание на этой встрече было обращено на напряженные моменты азиатской политики и, среди прочего, на нежелание Китая видеть Японию постоянным членом Совета Безопасности, как того хочет Вашингтон.
Европа смотрит на Азию с надеждой, убежденная в том, что партнерские отношения между двумя регионами, в которых проживает 40% населения Земли, будут гарантом многополюсной системы. Более того, европейцы полагают, что их модель интеграции может вдохновить азиатов - гораздо более непохожих и отличных друг от друга, - если они хотят преодолеть наследие Холодной войны. Но политическую модель скопировать сложнее, чем систему производства, включая текстильную промышленность.
За основу для нахождения равновесия в нынешних отношениях берется Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), созданная в 1967 году пятью странами (Индонезией, Малайзией, Сингапуром, Таиландом и Филиппинами) для противостояния влиянию своих двух могущественных соседей - Китая и Японии - и продвижения американского присутствия в качестве противовеса в регионе. В настоящее время членами АСЕАН являются десять стран (кроме названных это Бруней, Камбоджа, Лаос, Вьетнам и Мьянма), а также организация открыла свои двери еще трем странам (Китаю, Японии и Северной Корее), образовав союз 'АСЕАН+3'. Иными словами, история вывернула азиатский клуб как носок.
Может ли подобное сотрудничество значить для Азии то же самое, что Хельсинская Конференция для Европы? Похоже, что европейцы думают именно так; администрация Буша заняла позицию агностика. Вашингтону подобная модель интеграции кажется вполне положительной, так как налагает на Китай некоторые обязательства в этой многосторонней структуре. Но та же интеграция способна привести и к негативным для администрации Буша последствиям: организация может стать экономическим соперником и снизить значимость двусторонних соглашений, заключенных Соединенными Штатами со странами Азии еще во времена Холодной войны. Вашингтон мог бы вздохнуть свободно, если бы ко всем вышеперечисленным странам примкнули еще Австралия и Новая Зеландия, для которых английский язык не кажется тарабарщиной.
Параллельно с саммитом министров иностранных дел Киото стал местом проведения еще одной встречи, организованной 'Asia-Europe Foundation', в ходе которой ученые и журналисты смогли более ясно поговорить о том, что сегодня происходит на Юго-востоке Азии. В результате пришли к выводу, что Китай - скорее благодаря своему экономическому весу, чем своим ракетам - уже меняет географию региона. 'Таиланд - традиционный союзник Соединенных Штатов - последние четыре года из-за своей экономической зависимости все больше склоняется к Китаю', - говорит главный редактор издания 'The Nation' (Бангкок).
Филиппины - бывшая американская колония - также меняет свою направленность. Особый случай - Мьянма (Бирма). В следующем году наступает ее очередь председательствовать в АСЕАН, но правящий в стране военный режим вызывает много возмущений в регионе. В Киото, пока шла встреча министров, сотни сторонников лауреата Нобелевской премии мира и лидера оппозиции Аун Сан Су Чжи (Aung San Suu Kyi), получившие в 1990 году 80% голосов избирателей, выступили против военной диктатуры и Японии, продолжающей делать инвестиции в экономику Мьянмы. 'Соединенные Штаты говорят лишь о смене режима, Европа пытается ввести санкции, а Япония выступает против них, в результате всю выгоду получает Китай', - утверждает австралиец Росс Данкли (Ross Dunkley), издающий 'The Myanmar Times'.
'Перед Южной Кореей стоит дилемма: она должна выбрать между своим союзником Соединенными Штатами и влиянием Китая на Северную Корею', - говорит дипломатический корреспондент сеульского издания 'The Joongang'. 'Однако проблема перестала бы существовать, если бы Северная Корея провела испытания ядерного оружия', - добавляет он. Бывший неприятель Соединенных Штатов Вьетнам, напротив, боится Китая больше чем тучи, из которой может пойти дождь из камней, а потому смотрит на Вашингтон совсем иными, чем можно было ожидать, глазами. Член 'Pacific Council on International Policy' Том Плэйт (Tom Plate) прогнозирует, что Китай, по крайней мере, до исторической Олимпиады 2008 года, будет использовать лишь свое экономическое влияние.
Ведь все это экономика, дурачки!