Когда на обломках Российской империи родилось советское государство, то бабкам-повитухам оно показалось молодым созданием, которому принадлежит будущее. Для веривших в коммунизм все выглядело так, будто цель исторического развития может быть достигнута почти что естественным, биологическим образом. Аналогичную уверенность в благоприятности исторического процесса, хотя более слабую и более мимолетную, можно было наблюдать после кончины советской системы, когда многие демократы верили, что достаточно смены поколения, чтобы Россия стала более демократичной.
Как шло становление советской воспитательной программы и как она развивалась в ранний период сталинской эпохи, проанализировала Коринна Кур-Королев (Corinna Kuhr-Korolev) в своей диссертации. Исследования госпожи Кур-Королев в области детской психологии и педагогики, физкультуры, детских изданий и литературы создают широкую панораму. Те, кто еще не повзрослел, воспринимались как 'авангард авангарда', что отразилось и в научной психологии. Советский душевед В.Смирнов характеризовал в 1922 г. юный возраст как особенно склонный к идеалистическим и романтическим взлетам. Семь лет спустя, Смирнов уже видел только раздражительность и упрямство подростков, а также склонность к агрессивности, апатии и даже к уголовным поступкам.
Это изменение акцентов - результат опыта экономического либерализма 20-х годов. В то время как возрождались мелкие капиталистические предприятия, организованная в комсомоле партийная смена должна была демонстрировать на своем примере ценности будущего. Согласно призыву Ленина к самовоспитанию, подразумевалось, что молодая элита должна усердно трудиться и одновременно учиться. Пропагандистские проповеди распространяли идеал молодежи, которая одевается аккуратно, но не модно, ведет здоровый образ жизни и закаляется физически. Однако гора реальных задач превзошла возможности мечтательной молодежи. Тем более, что заработки у них были ничтожные, жилищные условия жалкие, а на комсомольских собраниях приходилось сидеть часами.
Было трудно пройти испытание на твердость характера, который устроили подрастающему поколению жадные до удовольствий нувориши. Реально существовавшие молодые ученые курили и пили, вместо того чтобы заниматься спортом. Комсомол боролся в собственных рядах против пьянства и 'вызывающей' одежды и был вынужден констатировать, что повторные предупреждения о недопустимости декадентского образа жизни, связывавшегося с именем поэта Есенина, только усиливали его привлекательность.
Когда вместе с первым пятилетним планом был положен конец относительному либерализму и началось создание государственной экономики, исчезло и утопическое представление о самосовершенствовании. На примере физического воспитания госпожа Кур-Королев показывает, какое важное место идеологи коммунизма в 20-х годах отводили физкультуре, тем ориентированным не на соревнования занятиям плаванием, бегом, гимнастикой, которые должны были содействовать развитию гармоничной личности.
С конца 20-х годов значение 'отупляющих' видов большого спорта возросло, и руководство комсомола прописало молодежи нужные для армии виды - бег на лыжах, стрельба и маршировку. Концепции воспитания, основу которых составляло принуждение, вытеснили те учения, которые предпочитали внутреннюю дисциплину. Новый курс усилил давление и контроль. И одновременно он избавлял каждого от ответственности за самого себя.
За воспитание с помощью селективной информации была ответственна молодежная пресса. Госпожа Кур-Королев приводит исчерпывающую статистику об ее изданиях, компетенции и тиражах. Эти газеты, выходившие в 20-е годы и боровшиеся за читателя карикатурами и короткими статьями, после 1929 г. превратились в свинцовые пустыни, которые своими бесконечными сообщениями об экономических успехах могли усыпить кого угодно. Задачей управляемой советской прессы была агитация, например, за всеобщую грамотность или против недостатков на предприятиях.
В этой долине реальности прочувствовать высоты будущего помогала художественная литература. Вокруг журнала 'Красная гвардия' собрался целый отряд молодых поэтов и писателей, которые должны были создавать у молодого читателя оптимистическое настроение и чувство коллективизма.
Типичным представителем искусства наивного энтузиазма был Александр Жаров, 'придворный поэт' комсомола. Пламенные стихи Жарова восхваляли как 'рожденные солнцем', пока не стали считать преувеличенными и назойливыми. Угрозу юного опьянения жизнью прозаик Федор Гладков описывает в своем санаторном рассказе 'Пьяное солнце'. Этот рассказ госпожа Кур-Королев, не объясняя причин, называет не особенно художественно ценным.
Курортное настроение в произведении Гладкова вызывает связь между поколениями, но в то же время приводит к эротическим отношениям с зависимыми людьми, попойки, драки и почти что изнасилования. Недооцененный писатель освещает темные стороны того инфантильного героя, который, по прекрасному определению Ханса Гюнтера (Hans Guenther), как пишет автор работы, сидит внутри супермена эпохи сталинизма.
Коринна Кур-Королев. 'Укрощенные герои' ('Gezaehmte Helden'). Формирование советской молодежи в 1917-1932 г.г.' Издательство 'Клартекст', Эссен, 2005 г.