6 сентября 2005 года. Ужасное бедствие, которое мы наблюдаем на экранах наших телевизоров в репортажах из штата Луизиана, подчеркивает, что даже в Америке дети иногда расплачиваются своими жизнями за то, что родились в бедных семьях.
Эти репортажи подчеркнули также сохраняющееся нежелание администрации Буша (George W. Bush) помогать самым бедным американцам. Сцены в Новом Орлеане напомнили мне о тех страданиях, свидетелем которых я стал в 1991 году в Бангладеше, где аналогичный ураган унес жизни 130000 человек - кроме, разве что, того факта, что правительство Бангладеша продемонстрировало больше расторопности при спасении своих наиболее уязвимых граждан.
Но ураган "Катрина" подчеркнул также и куда более масштабную проблему: растущее число американцев, которые оказались в ловушке никогда не заканчивающегося циклона нищеты. И хотя, возможно, еще слишком рано окончательно распределять вину за неправильные действия в связи с ураганом, даже сама администрация президента Буша признает, что за время его правления нищета Америки день ото дня увеличивается.
Статистическое бюро США несколько дней назад сообщило, что в прошлом году уровень бедности снова вырос, и в 2004 году живущих в нищете американцев стало на 1,1 млн. больше, чем в предыдущем. После резкого снижения уровня бедности в период правления Билла Клинтона (Bill Clinton) число нищих при Буше увеличилось на 17%.
Если позорно то, что на улицах Нового Орлеана плавают раздувшиеся трупы, то еще большим позором является то, что уровень детской смертности в столице Америки вдвое выше, чем в столице Китая. И так оно и есть: в 2002 году в Вашингтоне на тысячу новорожденных пришлось 11,5 младенцев, которые не дожили до года, тогда как в Пекине таких было 4,6 на тысячу.
Действительно, как свидетельствует Программа развития Организации Объединенных Наций (ООН), афро-американский младенец в Вашингтоне имеет меньше шансов выжить в первый год, чем младенец, родившийся в каком-либо городе штата Керала в Индии.
При Буше впервые с 1958 года национальный показатель детской смертности увеличился. Как утверждается в публикуемой Центральным разведывательным управлением США книге "World Factbook" (Мировая статистика), по уровню детской смертности Соединенные Штаты стоят на 43-м месте в мире; если бы мы могли подняться до уровня Сингапура (1-е место в мире), то ежегодно спасали бы 18900 детских жизней.
Поэтому в определенном смысле детям бедняков, эвакуированным из Нового Орлеана, повезло, потому что они теперь могут проходить медицинские обследования и получать профилактические прививки. Но в масштабе страны 29% детей в последние 12 месяцев в тот или иной момент не имели медицинской страховки, при этом многие не проходили медицинских обследований и не получали прививок. Соединенные Штаты стоят на 84-м месте в мире по вакцинации против кори и на 89-м месте - по вакцинации против полиомиелита.
Одним из самых удручающих элементов катастрофы в Новом Орлеане стали грабежи. Я освещал землетрясение 1995 года в Японии, которое разрушило большую часть города Кобе, погубив 5500 человек, и несколько дней пытался отыскать там свидетельства криминального поведения. Наконец, я нашел местного жителя, который был очевидцем того, как трое людей украли продукты питания. Я спросил его, не смущает ли его то обстоятельство, что японцы совершают злодеяния такого рода.
"Нет, Вы меня неправильно поняли, - сказал он твердо. - Эти грабители не были японцами. Это были иностранцы".
Причины этого сложны и отчасти связаны с культурными традициями, но одной из таких причин является то, что Япония прилагает большие усилия с тем, чтобы вплести все японское в общественную структуру нации. При администрации Буша в Соединенных Штатах, напротив, систематически отчуждают людей от общественной структуры путем перераспределения богатств, которые отнимаются у самых уязвимых и отдаются самым обеспеченным американцам.
Дело не только в том, что деньги, возможно, ушли в Ирак вместо модернизации плотин в Новом Орлеане; дело также и в том, что деньги были потрачены на снижение налогов для наиболее богатых граждан, а не на прививки для детей.
Ничто из вышесказанного не имеет целью заявить, что есть простые решения проблемы американской бедности. Как однажды сказал Рональд Рейган (Ronald Reagan): "Мы вели войну с бедностью, и бедность одержала победу". Но нам не обязательно нужно быть такими пессимистами: в конце 1990-х годов мы добились реальных успехов. Лучик надежды дает одна из самых лучших книг, когда-либо написанных на тему американской бедности, "American Dream" (Американская мечта), автором которой является мой коллега из газеты "The New York Times" Джейсон де Парль (Jason DeParle).
А поэтому лучшим памятником катастрофе в Новом Орлеане стали бы серьезные общенациональные усилия по борьбе с бедностью, которая охватила всю страну. И в нашем шоке и чувстве вины это, быть может, станет осуществимым в политическом плане. Рич Лоури (Rich Lowry) из бюллетеня "The National Review", выступая в защиту г-на Буша, предложил следующую великолепную идею: "Большую сделку между правыми и левыми, в которую вошли бы обещание левых уделять больше внимания рожденным вне брака детям в обмен на обещание правых поддерживать увеличение ассигнований на городское коммунальное хозяйство". Это стало бы наилучшим возможным наследием урагана "Катрина".
В противном случае еще через много дней после того, как ужасы перестанут показывать по телевидению, примерно 50 из умирающих каждый день в среднем 77 младенцев умрут без нужды из-за бедности. Именно этот мощный ураган бедности навлекает еще больший позор на нашу землю.