Семь лет назад самым запоминающимся впечатлением от крупнейшей российской киностудии был запах из ее печально знаменитых грязных туалетов. "Мосфильм", бывший когда-то столпом советской кинопромышленности, штамповавшим сотни фильмов в год, шел ко дну.
К середине 1990-х годов студия, бывшая когда-то домом для Сергея Эйзенштейна и Андрея Тарковского, производила всего 2-3 фильма в год. К 1998 году она была практически банкротом.
Однако сейчас "Мосфильм" может похвастаться не только стерильными отхожими местами, но и обилием талантов, технологий и денег - благодаря возрождению российского кино, которому наступает на пятки Голливуд.
Это возрождение достигло пика в этом месяце, когда фантастический блокбастер "Ночной дозор" стал первым российским фильмом, выпущенным в широкий прокат на Западе. "Это невероятно для России, - говорит Константин Эрнст, генеральный директор Первого канала, государственной телекомпании, снявшей "Ночной дозор". - Мы помогаем воссоздать образ российских кинопроизводителей".
Советские режиссеры, такие как Эйзенштейн, Тарковский, Бондарчук, Меньшов и Михалков, были всемирно известны. Однако с распадом Советского Союза развалилась и его киноиндустрия. В отсутствие государственного финансирования киностудии расчленялись и распродавались. Кинотеатры превращались в ночные клубы и магазины. Российские фильмы вытеснялись с немногих остававшихся экранов голливудскими блокбастерами.
В прошлом году "Ночной дозор" стал российским фильмом, собравшим самые большие кассовые сборы, победив своих западных конкурентов их же оружием - качественными съемками в голливудском стиле со спецэффектами - и, что поразительно, бюджет фильма составил всего 5 миллионов долларов США. Через несколько недель кинокомпания "Twentieth Century Fox" приобрела права на распространение "Ночного дозора" и его продолжения, "Дневного дозора", а также на съемки английской версии третьей части фильма "Сумеречный дозор".
С тех пор Россия стала объектом для разговоров на крупнейших голливудских киностудиях, руководители которых ищут замену надоевшим боевикам в азиатском стиле.
В "Ночном дозоре", снятом по ставшим бестселлерами фантастическим романам Сергея Лукьяненко, рассказывается о борьбе сил света и тьмы в современной Москве. В условиях перемирия, длящегося тысячи лет, Ночной дозор следит за силами тьмы - вампирами, магами и оборотнями, чтобы помешать им сеять зло по ночам. В свою очередь, у темных сил есть Дневной дозор, который следит за светлыми силами днем.
Однако перемирие оказывается под угрозой из-за появления Великого иного, молодого мальчика, который может нарушить баланс сил в ту или иную сторону.
Сценарий нашел сильный отклик у российской аудитории, привыкшей к необычным персонажам и моральной двусмысленности в постсоветской России. ""Ночной дозор" - очень российское кино, у него несчастливый конец и множество необъяснимых сюжетных линий, - говорит режиссер фильма Тимур Бекмамбетов. - Именно поэтому он оказался таким успешным. Он по-своему уникален".
Москва представляет замечательный фон для съемок - смесь аскетической сталинской архитектуры, куполов церквей в форме луковиц и блестящих, светящихся неоном памятников нового российского капитализма. "Этот город очень подходит для съемок, - говорит Бекмамбетов. - Он выглядит как фантастическое место из "Властелина колец", однако он реальный. И в нем существуют все эти персонажи".
С тех пор, как Владимир Путин стал президентом в 2000 году, Россия переживает беспрецедентный период политической стабильности и экономического роста, в значительной степени благодаря повышению цен на нефть. В июле прошлого года, когда был выпущен "Ночной дозор", в России было 511 экранов. Сегодня их около 800, многие из них находятся в крупных торговых центрах в регионах.
Все те, кто считали, что "Ночной дозор" является исключением из правил, оказались неправы. В апреле блокбастер "Турецкий гамбит", также снятый Первым каналом, получил еще большие кассовые сборы. И снова это очень русский фильм, по мотивам детектива Бориса Акунина о русско-турецкой войне 1877 года. "Это новые впечатления - многие не были в кино уже 15 лет, - говорит режиссер "Турецкого гамбита" Джаник Файзиев. - Россияне любят историю, а в России так давно не снимались приключенческие фильмы".
Будущее "Мосфильма" безоблачно. Только в этом году на нем выйдет 160 фильмов - даже больше, чем в лучшие советские времена. Иностранные студии также начинают проявлять интерес к его относительно дешевым услугам и уникальной коллекции костюмов, оружия и старинных автомобилей, среди которых есть и "Бьюик", принадлежавший когда-то последнему китайскому императору Пу И. А Литвинов, продолжающий экскурсию по свежевыкрашенным павильонам, театрально указывает рукой в сторону ближайших туалетов. "Чистые", - говорит он с улыбкой.
___________________________________________________________________
Спецархив ИноСМИ.Ru:
Революция в российском кинематографе ("The International Herald Tribune", США)
Российское кино отбирает деньги у американского ("Los Angeles Times", США)
В кинематографе России самыми кассовым является 'новый патриотизм' ("Die Welt", Германия)
Московские мечты - Россия заявляет о себе ("The Times", Великобритания)
Московское чудо - в России наконец появился собственный блокбастер ("Sueddeutsche Zeitung", Германия)
Голливуд вцепился в российский фантастический триллер ("The Independent", Великобритания)
Россия наносит ответный удар ("The New York Times", США)
'Ночной дозор' - начало новой эры ("The Washington Post", США)
Российский 'ужастик' ("Newsweek", США)
Возрождение российского кинематографа ("BBC", Великобритания)
Русские идут ("Die Welt", Германия)