Четверг, 13 октября
У Путина уже нет проблемы Чечни. Президент это предвидел, об этом заявил, а теперь так оно и есть. Россия получила проблему международного масштаба. Исключительно по собственному желанию.
Северный Кавказ - настоящий гордиев узел. Несколько десятков этнических групп, языков, несколько вероисповеданий - и на все это накладываются политические и клановые связи. Все это разделено жирными линиями границ, проведенных в начале прошлого века Сталиным. В таком месте для сохранения равновесия нужны способности канатоходца. Нужно чутко реагировать на малейшие изменения настроений и взаимосвязей. Тем временем, Москва вошла туда даже без стука.
В Кабардино-Балкарии стреляют не исламские фанатики. Так хотели бы власти. Разумеется, радикальный ислам имеет там своих последователей. Они сосредоточены, в основном, в так называемых джамаатах. Это радикальное движение, призывающее к созданию исламского государства. Только в Кабардино-Балкарии у большинства джамаатов нет даже оружия. Зато многие годы там идет спор между кабардинцами и балкарцами.
Последние требуют автономии, которую они потеряли сразу после Второй мировой войны за 'сотрудничество с гитлеровцами'. Сталин приказал насильственно выселить их в Среднюю Азию. Конфликт разгорелся вновь, когда в мае Москва решила передать под контроль кабардинцев два балкарских поселка. В сентябре в отставку с поста президента подал кабардинец Валерий Коков. Москва назначила на его место еще одного кабардинца, Арсена Канокова. И это не исправило ситуацию.
Чеченский конфликт давно вышел за границы республики. Уже несколько месяцев благодаря войскам, подчиняющимся вице-премьеру Чечни Рамзану Кадырову (так в тексте - прим. пер.) происходят вооруженные нападения на территорию Дагестана. Также растет активность исламского подполья. Не проходит и дня без нападений на местные силовые структуры. Страх перед новыми нападениями ведет к тому, что сотрудники дагестанской милиции в массовом порядке подают рапорты об увольнении. Таким образом, круг замыкается.
Почти то же самое и в Кабардино-Балкарии. Вообще ситуация в республиках, граничащих с Чечней напоминает ситуацию, царившую в самой Чечне во времена президентов Джохара Дудаева и Аслана Масхадова до начала второй чеченской войны. Власть в этих краях находится в руках атаманов и вождей кланов, обладающих собственными армиями и собственными последователями. И, очевидно, накануне очередной смены караула в Кремле такая ситуация кому-то нужна.
____________________________________________________________
Главный редактор журнала 'Wprost' Марек Круль отвечает на вопросы читателей ИноСМИ