Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
'Вернуть людям достоинство'

Православие России в сложном положении между индивидуумом, обществом и государством

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Характерными для развития ситуации в России являются авторитарные тенденции в политической системе, сильное влияние государства на экономику и социальные разногласия. Как при этом ведет себя православная церковь, снова обретшая после репрессий во времена советской системы свободу?

Характерными для развития ситуации в России являются авторитарные тенденции в политической системе, сильное влияние государства на экономику и социальные разногласия. Как при этом ведет себя православная церковь, снова обретшая после репрессий во времена советской системы свободу?

Беседа с двумя ведущими представителями системы образования русского православия иллюстрирует не только внутрицерковные проблемы, но и проблемы всего общества.

Архимандрит Иоанн (Экономцев) - ректор Российского православного университета имени святого апостола Иоанна в Москве, священник Андрей Лоргус, декан факультета психологии того же университета. Оба приняли недавно участие в конференции Фонда Pro Oriente (основан в 1964 году кардиналом Францем Кенигом/ Franz Kоеnig).

Общественное влияние церкви со времени краха коммунизма значительно возросло, говорит Экономцев. От 70 до 80 процентов населения считают себя православными верующими. Слова архимандрита подтверждает и президент Владимир Путин, сказавший, 'что он стал настоящим христианином'. Но согласуется ли с христианскими принципами, когда Путин, как это было в случае с недавним нападением боевиков в Нальчике, отдает публично приказ 'уничтожить' нападающих?

Экономцев этого приказа не слышал, и комментировать его не желает. То, что многие россияне все еще почитают массового убийцу Сталина, Экономцев объясняет, прежде всего, ролью Сталина во Второй мировой войне. Во всяком случае, возврат к тоталитарной системе, дескать, вряд ли возможен.

Более дифференцированно подходит в оценке ситуации декан Лоргус. 'Такая опасность существует, - отвечает он на вопрос о тоталитарных тенденциях в сегодняшней России. - Обязанность церкви выступать против этого. Мы должны усиливать примат человека перед обществом, мы должны вернуть человеку его достоинство'. Что это - радикальный поворот в православии, которое всегда ставило общество выше отдельно взятого человека? Это, разумеется, - изменение в практике последних двух столетий, но не в прежних представлениях его церкви о людях и о мире, отвечает Лоргус.

Оранжевую революцию по образцу украинской Лоргус с учетом, прежде всего, истории и традиций, исключает: 'В России перемены всегда и только начинаются сверху'. В будущем перемены будут исходить, скорее, со стороны экономических элит, а не политики.

На вопрос о культурном месте России Лоргус отвечает однозначно: 'Россия - не Европа, она - это свой собственный мир'. То есть, демократии в западном ее понимании, не может быть никогда? 'Вполне. Но пути к ней будут совершенно иными, чем в Европе'.

Что касается напряженных отношений между православием и католической церковью в последнее время, то архимандрит Иоанн видит с избранием Папы Бенедикта XVI новые шансы: 'Я очень надеюсь на серьезное улучшение отношений. Для этого есть возможности'. Будет решен и вопрос о визите Папы в Россию.