7 октября 2005 года. Несмотря на то, что 20 сентября в Южной Осетии, этом мятежном регионе Грузии, возобновились военные действия, заместитель помощника государственного секретаря США по делам Евразии Мэттью Бриза (Matthew Bryza) сказал, что Соединенные Штаты вливают "новую энергию" в мирный процесс и надеются использовать эти "весьма прискорбные" обстоятельства. . . чтобы возобновить движение к мирному разрешению проблемы.
В результате нескольких минометных обстрелов с грузинской территории столицы этой самопровозглашенной республики, города Цхинвали, во время проведения там парада по случаю 15-летней годовщины независимости де-факто были ранены 10 человек. Обе стороны Южно-Осетинского конфликта отрицают свою ответственность за данное нападение.
Государственный департамент США незамедлительно опубликовал заявление, в котором осудил минометные обстрелы 20 сентября и вновь выразил свою поддержку территориальной целостности Грузии и разрешению Южно-Осетинского конфликта путем переговоров и посредством "определения статуса этой территории в рамках Грузии".
И Грузия, и Россия опубликовали заявления, призывающие к возобновлению мирных переговоров и к мирному разрешению конфликта, хотя позднее грузинский президент Михаил Саакашвили заявил протест по поводу роли России в Южной Осетии, назвав ее попыткой "аннексии". А между тем, осетины отказываются возобновлять мирный процесс.
Обстрелы произошли менее чем через неделю после того, как Саакашвили на Генеральной ассамблее Организации Объединенных Наций (ООН) призвал мировое сообщество более активно участвовать в урегулировании неразрешенных конфликтов. "Сегодня демократическое и экономическое развитие Грузии сдерживают неразрешенные конфликты на нашей территории", - заявил Саакашвили на 60-й сессии Генеральной ассамблеи ООН. Назвав мятежные области Грузии "черными дырами", которые "обеспечивают укрытие" преступным элементам, торговцам "живым товаром", контрабандистам наркотиков и террористам, Саакашвили сказал, что "эти территории создают угрозу для международной стабильности".
После распада Советского Союза Южная Осетия откололась от Грузии вместе с Абхазией - второй мятежной областью Грузии, которая стремится в Россию - в результате этно-территориальных вооруженных конфликтов начала 1990-х годов. Пока к власти не пришел Саакашвили, эти конфликты считались "замороженными".
Президент Саакашвили нарушил status quo на Кавказе, придя к власти в ноябре 2003 года с помощью Революции роз, которая сместила Эдуарда Шеварднадзе, бывшего советского министра иностранных дел, и объявила своим высшим политическим приоритетом восстановление территориальной целостности Грузии.
Ориентирующийся на Запад президент Грузии поначалу добился успеха, когда в мае 2004 года сумел вернуть в лоно Грузии автономную республику Аджария на южной границе Грузии с Турцией. Аналогичные попытки вернуть Южную Осетию, граничащую с российской республикой Северная Осетия - Алания, в то лето привели Грузию на грань войны. Обстрелы на прошлой неделе стали сигналом к первому серьезному возобновлению вооруженной борьбы.
Отметив, что Соединенные Штаты проводят на Кавказе "прежнюю политику", Мэттью Бриза сказал в интервью в пятницу, что "новая энергия" стала результатом решимости Грузии "двигаться вперед" в разрешении этого конфликта.
"Политика администрации США заключается в том, чтобы делать все, что в наших силах, для облегчения и успеха переговоров о мирном разрешении конфликтов Грузии с Абхазией и Южной Осетией", - сказал Мэттью Бриза, который занял свою нынешнюю должность в июне с.г. Заместитель помощника государственного секретаря США сказал, что он работает с коллегами в Грузии, а также в России над тем, чтобы "попытаться выработать план ускорения разрешения конфликтов путем переговоров и выхода из тупика, который мы наблюдаем в последние несколько лет".
Новое грузинское правительство активно стремится к членству Грузии в НАТО и надеется, что это проложит Грузии путь в Европейский союз (ЕС), но опасается, что активная поддержка Россией сепаратистских территорий может помешать достижению вышеназванных целей Грузии, препятствуя разрешению конфликтов.
Официально Россия заявляет, что уважает территориальную целостность своего соседа. Однако официальные представители России прибыли на торжества по случаю Дня независимости, не обращаясь за грузинскими визами и воспользовавшись пористой границей. Москва давно уже субсидирует эти области и предоставляет их жителям российское гражданство.
Интересно отметить, что в заявлении Соединенных Штатов ставится вопрос об участии России в делах данного региона и содержится призыв к Российской Федерации "воздерживаться от поддержки непризнанного руководства Южной Осетии и оказывать содействие предотвращению дальнейших провокаций обеих сторон, участвующих в конфликте в Южной Осетии, пока мы совместно работаем над его разрешением путем переговоров".
Президент Саакашвили одобрил эту новую инициативу Соединенных Штатов, заявив, что "исключительно важно, что после стольких лет государственный департамент США открыто призвал Россию раз и навсегда прекратить поддерживать сепаратистов".
Мэттью Бриза сказал, что Соединенные Штаты призывают Россию использовать ее "влияние" на Южную Осетию для предотвращения в будущем подобных инцидентов. "Все, что отрывает Южную Осетию от остальной Грузии, противоречит нашим интересам и нашим целям", - сказал Бриза.
По словам Бризы, политику Соединенных Штатов на Кавказе определяют три "стратегических интереса": разрешение конфликтов, сотрудничество в вопросах безопасности и интерес, связанный с энергетикой. Эти интересы "сохраняются вне зависимости от того, какие интересы есть у России", подчеркнул Бриза.
Он назвал процесс выработки российской внешней политики "очень сложным делом" и сказал, что "целый ряд вопросов в российской внешнеполитической машине тянет российскую политику в разные стороны, поэтому иногда бывает трудно увидеть единый и последовательный российский подход к Грузии".
Тем не менее, Бриза отметил, что "в последнюю пару недель" со стороны России наблюдается "более конструктивный подход". "Когда это начнет происходить на моем уровне, - сказал он, - то будет расчищен путь на самом высоком уровне к более активному участию в этих делах. Именно этого мы и добиваемся". Бриза выражает надежду, что его коллеги в Москве понимают, что грузины и американцы "всерьез намерены дать реальный толчок разрешению конфликта путем переговоров".
Бриза отметил расхождение во мнениях в отношении разрешения данного конфликта. "Мы смотрим на это, пожалуй, иначе, чем данная ситуация видится России. Мы здесь не усматриваем игры с нулевой суммой". Соединенные Штаты "заинтересованы во внутреннем преобразовании Грузии", пояснил Бриза. "Возможно, это не понравится кое-кому в России, - добавил он, - но такова наша цель, и нам нужно следовать этой цели".
На данный момент, однако, Соединенные Штаты не играют прямой роли в мирном процессе в Южной Осетии. Они входят в состав так называемой "группы друзей ООН", которая занимается Абхазией, но Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) не создала аналогичного форума по Южной Осетии.
Официальные лица Грузии очень хотят участия Соединенных Штатов, указывая на то, что Соединенные Штаты сыграли основную роль в историческом соглашении от 30 мая с.г. об окончательном выводе российских войск с территории Грузии. Они выражают надежду на то, что аналогичное участие в мирном процессе в Южной Осетии может дать схожий результат.
Вновь повторив эту цель, президент Саакашвили объявил в конце недели: "Исключительно важно, чтобы наши друзья, американцы, участвовали в этом процессе и поддерживали разрешение конфликта путем переговоров и мирный процесс".
Советник Совета национальной безопасности Грузии Гела Бежуашвили в среду приехал в Москву, чтобы попытаться обеспечить Соединенным Штатам место за столом переговоров. В телефонном интервью Бежуашвили сказал, что намерен встретиться со своим российским коллегой, Игорем Ивановым, чтобы представить тому новый "план действий" по активизации мирного процесса, в котором заложены идеи "нового форума" - "группы друзей" - который мог бы подключить к переговорам по Южной Осетии Соединенные Штаты, а также ЕС. "Соединенные Штаты выразили свою готовность участвовать в мирном процессе", - добавил Бежуашвили.
Бриза высказал предположение, что Соединенным Штатам и ЕС, в самом деле, было бы неплохо принять более деятельное участие в "более энергичном переговорном форуме", но при этом подчеркнул, что нужно получить согласие заинтересованных сторон. А тем временем, сказал он, "мы можем сделать очень многое для того, чтобы заложить основы, поддержав усилия грузинского правительства, которое использует свои министерства для укрепления связей - экономических, культурных, политических и в сфере укрепления безопасности, а также в сфере борьбы с преступностью - между Южной Осетией и остальной Грузией.
Бриза увязал успех или неудачу этого начинания с "политической волей" и масштабами успехов администрации США в вовлечении в процесс переговоров России и других европейских стран, наряду с грузинами. "Если мы хотим быть эффективными, нам необходимо добиться сотрудничества с Россией, чтобы действовать в одном направлении, - сказал он. - Нам нужно добиться, чтобы Грузия сотрудничала с Россией, разъясняя свои идеи, вырабатывая консенсус мнений относительно того, куда нужно двигать мирный процесс - а также и с европейцами. . . потому что европейцы могут очень многое предложить в плане подталкивания России и Грузии в позитивном направлении".
Однако некоторые специалисты по данному региону продолжают сомневаться в том, что участие в его делах Соединенных Штатов будет иметь позитивный, если вообще какой-нибудь реальный, эффект.
"Я считаю, что нам следует быть реалистами", - сказала д-р Фиона Хилл (Fiona Hill), старший исследователь Программы изучения внешней политики в Брукингском институте, которая специализируется на России и Евразии. Указав на неразрешенные конфликты "на всем земном шаре" и подчеркнув, что "нет быстрых решений", она сказала: "Очень трудно постороннему что-то сделать - особенно, если какая-либо из заинтересованных сторон не считает его беспристрастным посредником. . . В России считают, что Запад пытается вырвать Грузию из орбиты России". Она порекомендовала, чтобы Грузия нашла "других посредников", например, соседнюю Турцию.
В таком же духе высказался и д-р Чарльз Кинг (Charles King), декан факультета Школы дипломатической службы при Джорджтаунском университете и автор книги "The Black Sea: A History" (История Черноморского бассейна). Он назвал мирные процессы "своеобразной мистификацией". Отмечая "структурную проблему" на переговорах, он сказал: "По существу, нет никакого движения вперед, потому что стороны, которые якобы выступают посредниками в этом деле - будь то россияне или американцы - уже давно заняли позицию относительно главного исхода конфликта".