Республиканская демократия в Соединенных Штатах постепенно превращается в демократию теократическую. Или, по крайней мере, в идейную канву, через которую религия проникает в государственный организм, несмотря на установленное законодательством разделение.
В отличие от великих революций прошлого, религиозная революция президента Джорджа Буша, - не меньшая по своему величию и столь же необратимая, - является бескровной и даже непопулярной. Просто это фундаменталистская революция: то, что видится ему благом, и есть самое лучшее для всех прочих.
С начала девяностых вокруг президента формируется окружение из евангелистов и католиков, действующих в качестве его советников. Один из них - отец Ричард Джон Нейхауз (Richard John Neuhaus), который до 1988 года был лютеранским пастором, а с 1991 превратился в католического священника, - настолько приближенная к Бушу фигура, что по утверждению журнала 'Time', 'как никто другой помогает президенту формулировать религиозные идеи'.
Главный вопрос для Нейхауза, стоящего во главе ультраконсервативного еженедельника 'First Things' (Самое основное), это как направить на путь истинный нацию вероотступников после более чем векового культурного разложения. Ответ дается простой: необходимо руководить ею в моральном плане даже вопреки ее собственным замыслам. Наука должна быть основана на вере, а не наоборот. Вот лозунг новой революции.
Сражение началось еще до 11 сентября 2001 - с того момента, когда Администрация подвергла серьезному сокращению бюджеты исследовательских программ в таких чувствительных областях, как глобальное потепление, выбросы токсичных отходов и контрацепция.
В настоящее время все официальные структуры, которые контролируют фармацевтику, здравоохранение и окружающую среду, придерживаются жесткой позиция неприятия по отношению к абортам, программам профилактики СПИДа, использованию презервативов и противозачаточных таблеток, искусственному оплодотворению и любому виду сексуального образования, если только оно не призывает к воздержанию
Образование играет ключевую роль в этой непримиримой схватке. По словам одного из наиболее уважаемых в США консервативных писателей, заслуженного преподавателя Дартмутского колледжа Джеффри Харта (Jeffrey Hart), 'Администрация Буша тратит миллионы на тех, кто продвигает доктрину воздержания и выдает откровенную ложь, например, что ВИЧ передается через пот и слезы, или что сорокатрехдневный плод уже обладает способностью мыслить'.
В середине августа, незадолго до урагана 'Катрина' и ожидаемой катастрофы в Луизиане, Буш сделал гигантский шаг в сторону фундаментализма. На 'круглом столе' с участием журналистов в Техасе, он признал себя сторонником того, чтобы в школе изучали на равных теорию эволюции Дарвина (Darwin) и так называемую 'теорию разумного вмешательства'. 'Пусть дети знакомятся с различными направлениями мысли' - подытожил Буш.
Пять лет назад Буш принадлежал к тем, кого принято именовать креационистами, как и Рональд Рейган, то есть, считал, что Адам был создан из праха земного, а жизнь в него вдохнул Господь Бог, как учит вторая глава Бытия.
Эти представления президента не удивительны для страны, основанной пуританами и воспитанной на вековых традициях чтения Библии в семейном кругу.
В Латинской Америке, где католики составляют большинство населения, никто и не занимается подсчетом креационистов, но в США известно, что их более трети - почти столько же, сколько сторонников теории Дарвина об эволюции видов. Учение Библии, согласно Бушу, следовало воспринимать буквально. Несколько месяцев назад Нейхауз заставил его поменять свою точку зрения.
Венский архиепископ Кристоф Шенборн (Christoph Schoenborn) изложил в начале июля принципы 'разумного вмешательства', которые Буш принял с таким энтузиазмом. Это не опровержение Дарвина, но религиозная корректировка его теорий.
В эволюции видов, по утверждению Шенборна, есть пробелы, объяснить которые невозможно иначе, как вмешательством божественной руки. Только так можно понять ту пропасть, которая лежит между простейшими микроорганизмами и, к примеру, сложнейшим устройством человеческого глаза. Эволюция существует, но направляет ее Господь.
Нейхауз представил данную концепцию президенту в упрощенной, доступной для него версии, и добился мгновенного обращения. Вновь просветленный христианин - такой же, как Буш, 'born-again Christian', - обычно впитывает подобные откровения как губка.
С помощью своей правой руки, Карла Роува (Karl Rove), президент создает крепкий альянс с самыми консервативными кругами католической Церкви. Роув был близок к Папе Иоанну Павлу II через такие организации, как Opus Dei, 'Легионеры Христа', 'Причастие и Освобождение'. И, как все они, с радостью принял сегодня лозунг, согласно которому Бенедикт XVI предпочитает Церковь с меньшим количеством верующих при условии, что они соблюдают полную и безусловную верность доктрине.
Буш проповедует такую же революцию - как в войне с терроризмом, так и в защиту консервативной морали: пусть последователей будет немного, но зато они будут готовы на все.
Соединенные Штаты возникли в 1776 году как нация равных людей, и Государство не зависело от религиозных конфессий.
Верующие составляют большинство населения США, но у миллионов мусульман, католиков, иудеев, индуистов, синтоистов, мормонов и приверженцев сотен христианских сект, распространившихся за последние два столетия, свое собственное представление о Боге.
Терпимость по отношению к инакомыслию была одним из факторов, определивших величие этой страны. Буш ограничил эту свободу многочисленными затворами, и с каждым днем становится все труднее дышать - даже в таких городах, как Нью-Йорк. Страшно.
Томас Элой Мартинес (Tomas Eloy Martinez) - аргентинский журналист и писатель, автор таких книг, как 'Святая Эвита' (Santa Evita) и 'Полет королевы' (El vuelo de la reina).