Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Под контролем

Россия ввела новые правила для работы иностранных организаций. Немецкие фонды обеспокоены

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Габриэле Бауман из Фонда Конрада Аденауэра пока не видит непосредственных последствий для практической работы. 'Но в целом диалог между властными структурами и гражданским обществом становится все труднее. Это основная тенденция'

'По крайней мере, пока еще не все кончено', - говорит Штефани Шиффер (Stefanie Schiffer), но звучат эти слова неубедительно. Полтора десятилетия работает ее организация, Германо-российский обмен (DRA), в России. В Петербурге и на севере России преимущественно молодые люди из двух стран более чем успешно работают совместно над реализацией социальных проектов, например, связанных с наркоманами и беспризорными детьми. В 2006 году этому может прийти конец.

Дума приняла два дня назад закон, с помощью которого работа неправительственных организаций (НПО) будет поставлена под контроль Кремля. 'Если бы он был принят в первой редакции, то нам бы даже пришлось закрываться', - говорит Штефани Шиффер, исполнительный директор DRA. По этой редакции иностранные институты, такие, как Amnesty International, близкие к партиям фонды или общественные движения, подобные DRA, были бы практически запрещены. Президент Владимир Путин потребовал внести изменения. 'Однако ловушки в законе остались', - подчеркивает Шиффер.

Ее организация, согласно принятому теперь закону, обязана перерегистрироваться, поскольку в правлении не должно быть иностранцев. 'Если мы ведем, по представлениям органов власти, прилично, то заявка пройдет, - поясняет она. - Если же, по мнению должностных лиц, мы проводим слишком много дискуссий, то у нас могут возникнуть трудности'. В любом случае, изменения, которые теперь предстоят НПО, это новая кормушка для бюрократии - в любом отношении.

Несколько легче филиалам немецких фондов в Москве. Они могут продолжать свою работу. Но всеобъемлющая система государственного контроля покушается и на них, рассказывает Йенс Зигерт (Jens Siegert) из Фонда Генриха Белля (Heinrich-Boell) в Москве: 'Государственные органы могут запретить определенные проекты. Они, конечно, обязаны объяснить причины, но практически имеют полную свободу рук, поскольку нет свода правил, что разрешено, а что нет'. Фонды, разумеется, придерживались бы установленных правил. 'Для этого не нужен специальный закон', - говорит Зигерт. Поэтому речь может идти только о политическом контроле над НПО.

Мартин Гоффман (Martin Hoffmann) из Германо-российского форума считает, что сейчас надо еще активнее решать задачи организаций в России. 'Мы будем продолжать работать, в том числе путем организации политических дискуссий', - заверяет он. По его словам, мероприятия с участием лиц, относящихся к развитию событий критически, не отменены.

Габриэле Бауман (Gabriele Baumann) из Фонда Конрада Аденауэра (Konrad-Adenauer) пока не видит непосредственных последствий для практической работы ее института. 'Но в целом диалог между властными структурами и гражданским обществом становится все труднее. Это основная тенденция'.