'По крайней мере, пока еще не все кончено', - говорит Штефани Шиффер (Stefanie Schiffer), но звучат эти слова неубедительно. Полтора десятилетия работает ее организация, Германо-российский обмен (DRA), в России. В Петербурге и на севере России преимущественно молодые люди из двух стран более чем успешно работают совместно над реализацией социальных проектов, например, связанных с наркоманами и беспризорными детьми. В 2006 году этому может прийти конец.
Дума приняла два дня назад закон, с помощью которого работа неправительственных организаций (НПО) будет поставлена под контроль Кремля. 'Если бы он был принят в первой редакции, то нам бы даже пришлось закрываться', - говорит Штефани Шиффер, исполнительный директор DRA. По этой редакции иностранные институты, такие, как Amnesty International, близкие к партиям фонды или общественные движения, подобные DRA, были бы практически запрещены. Президент Владимир Путин потребовал внести изменения. 'Однако ловушки в законе остались', - подчеркивает Шиффер.
Ее организация, согласно принятому теперь закону, обязана перерегистрироваться, поскольку в правлении не должно быть иностранцев. 'Если мы ведем, по представлениям органов власти, прилично, то заявка пройдет, - поясняет она. - Если же, по мнению должностных лиц, мы проводим слишком много дискуссий, то у нас могут возникнуть трудности'. В любом случае, изменения, которые теперь предстоят НПО, это новая кормушка для бюрократии - в любом отношении.
Несколько легче филиалам немецких фондов в Москве. Они могут продолжать свою работу. Но всеобъемлющая система государственного контроля покушается и на них, рассказывает Йенс Зигерт (Jens Siegert) из Фонда Генриха Белля (Heinrich-Boell) в Москве: 'Государственные органы могут запретить определенные проекты. Они, конечно, обязаны объяснить причины, но практически имеют полную свободу рук, поскольку нет свода правил, что разрешено, а что нет'. Фонды, разумеется, придерживались бы установленных правил. 'Для этого не нужен специальный закон', - говорит Зигерт. Поэтому речь может идти только о политическом контроле над НПО.
Мартин Гоффман (Martin Hoffmann) из Германо-российского форума считает, что сейчас надо еще активнее решать задачи организаций в России. 'Мы будем продолжать работать, в том числе путем организации политических дискуссий', - заверяет он. По его словам, мероприятия с участием лиц, относящихся к развитию событий критически, не отменены.
Габриэле Бауман (Gabriele Baumann) из Фонда Конрада Аденауэра (Konrad-Adenauer) пока не видит непосредственных последствий для практической работы ее института. 'Но в целом диалог между властными структурами и гражданским обществом становится все труднее. Это основная тенденция'.