Джеймс Бонд скорчился бы от смеха, - настолько, на первый взгляд, кажется невероятным дело о четырех британских 'дипломатах-шпионах', которые в Москве дали поймать себя за руку как непрофессионалы, бегая вокруг фальшивого камня, начиненного электроникой . . . Все это было снято на камеру ФСБ, наследницей КГБ, и показано российским государственным телевидением. Телевидением, назвавшим имена сотрудников британского посольства, в числе которых Марк Доу, второй секретарь, принесший 'камень', с электронной начинкой которого были (какой позор!) технические проблемы.
С 'профессиональной' точки зрения этот случай был достаточно смешон, что позволило Владимиру Путину, ветерану КГБ, отнестись к нему с презрением. Российский президент даже колеблется с решением о выдворении 'шпионов'. Он смеется над ними: 'Если мы выдворим этих шпионов, - говорит он, - нам пришлют других и, возможно, более умелых, которых будет сложнее разоблачить'. Пренебрежительный для агентов Ее Величества намек на то, что дело не заслуживает 'усложнения отношений' с британцами.
Смешное является, тем не менее, лишь одной стороной медали. Другая гораздо более серьезная. Тот же Марк Доу, возможно, вовлечен в передачу денег российским НПО (неправительственным организациям), а именно Хельсинкской группе. Российские НПО, таким образом, могут быть обвинены в получении финансирования от западных спецслужб и в деятельности, направленной против интересов России. Именно это и является одной из главных целей, преследуемых в настоящее время российским властями и лично президентом Путиным. Они боятся НПО, поскольку, по их мнению, эти организации находились у истоков 'цветных революций' в Грузии и на Украине. Таким образом, они хотят скомпрометировать и дискредитировать перед российским общественным мнением независимые НПО, которые пытаются заставить соблюдать права человека в России и являются необходимым инструментом строительства российского гражданского общества, без которого никогда не будет подлинной демократии в этой стране.
С этой точки зрения, если бы подтвердилась версия ФСБ, московский скандал стал бы непростительной и безответственной ошибкой. Демократические государства всегда помогали движениям, защищающим права человека в тех странах, население которых полностью или частично их лишено. Но насколько возможно - а это именно такой случай - поддержка должна оказываться с максимальной открытостью: пример польского профсоюза 'Солидарность' был совершенно другим, как мы об этом помним. . . Средства, предназначенные для НПО, фигурируют, кстати говоря, в бюджетах государств или фондов-доноров.
Как говорится, когда один дурак бросит камень в колодец, тысяча мудрецов не смогут его оттуда достать. Стоит опасаться того, что московский камень станет таким камнем.
____________________________________________________________
Шпионские игры в стиле "холодной войны" ("The Washington Post", США)
Российские проказы ("The Economist", Великобритания)
Почему Путину хочется вернуть времена Ле Карре? ("The Mirror", Великобритания)