6 марта российский министр иностранных дел Сергей Лавров посетит Вашингтон, чтобы обсудить ближневосточную проблему. А тремя днями раньше в Москву, по приглашению президента Владимира Путина, прибудет высокопоставленная делегация представителей ХАМАС для встречи с тем же Лавровым. Простое совпадение?
Россия энергично обхаживает Иран и ХАМАС. На прошлой неделе Россия провела в Тегеране переговоры о создании совместного предприятия по обогащению урана, которое будет поставлять реакторное топливо для Исламской Республики.
Москва заявила об успехе переговоров; Иран же обусловил заключение сделки гарантиями безопасности. Пока неясно, согласится ли Тегеран на инспекцию всех своих ядерных объектов - только такой вариант МАГАТЭ должна счесть приемлемым.
Кроме того, в последние недели Россия отходит от согласованной с США и Евросоюзом позиции по Ближнему Востоку. Во время визита г-на Лаврова госсекретарь Кондолиза Райс должна предупредить своего российского коллегу, что действия Москвы в этом регионе ставят под угрозу председательство России в 'большой восьмерке', ее членство в ближневосточной 'четверке' и вообще ее репутацию в международном сообществе.
Как и в советскую эпоху, Россия стремится максимально расширить политическую 'свободу рук' на Ближнем Востоке, одновременно ограничивая Вашингтону пространство для маневра. Она, как и Советский Союз до нее, присоединилась к требованиям Ирана о выводе американских военно-морских сил из Персидского залива, где те обеспечивают безопасность главных морских маршрутов поставок нефти на мировой рынок. Иран, обладающий ядерным оружием, состоящий в союзе с Россией и Китаем и получающий от них оружие, может превратиться в игрока регионального масштаба, враждебного Соединенным Штатам, американским интересам и союзникам в этом районе.
Сегодня именно Россия оказывает основную помощь Ирану в развитии мирной ядерной энергетики, а на военную ядерную программу этой страны она попросту закрывает глаза. В декабре 2005 г. Москва объявила, что поставит Ирану зенитные ракетные комплексы 'Тор-М1' на общую сумму в 700 миллионов долларов, а в настоящее время, как сообщается - ведет переговоры о продаже зенитных комплексов дальнего радиуса действия С-300. Вместе с радарами и соответствующими компьютерными системами, эти комплексы могут стать основой общенациональной системы ПВО Ирана, в результате чего нанести превентивные авиаудары по его объектам будет практически невозможно.
Кроме того, Россия строит реактор для иранской АЭС в Бушере: проект оценивается в 1,2 миллиарда долларов, и работы по нему должны быть завершены осенью 2006 г. Москва планирует построить в этой стране еще пять реакторов общей стоимостью в 8-10 миллиардов долларов - их можно будет использовать для производства расщепляющихся материалов в рамках военной ядерной программы Тегерана.
В России прошли подготовку сотни иранских физиков и инженеров-ядерщиков; она передала Тегерану технологии для создания баллистических ракет и запустила иранский спутник-шпион. И это несмотря на то, что появление у него ядерных ракет явно не в интересах Москвы: ведь тогда Иран, скорее всего, начнет вести себя как слон в посудной лавке на российских 'задворках' - на Кавказе, в Центральной Азии и Прикаспии с его нефтяными богатствами. Таким образом, Россия проводит политику 'задабривания' в отношении исламских экстремистов по всему Ближнему Востоку.
В феврале 2006 г. президент Путин пригласил лидеров ХАМАС в Москву и заявил, что Россия никогда не считала это движение террористической организацией, а его победа на выборах в Палестине стала серьезным внешнеполитическим провалом президента Буша.
Реверансы в адрес ХАМАС, хотя движение не заявило ни о полном отказе от террора, ни о признании государства Израиль - ничто иное, как 'умиротворение' террористической организации, ответственной за гибель сотен ни в чем не повинных гражданских лиц, обрекающей к тому же тысячи детей, порой даже четырехлетних, на участь террористов-смертников. Кроме того, начальник Генерального Штаба Вооруженных Сил России Юрий Балуевский предложил поставлять российское оружие Палестинской автономии, во главе которой теперь стоит ХАМАС.
Для России, пережившей зверское убийство сотен мирных жителей в ходе терактов в бесланской школе и на Дубровке, попытки придать легитимность такой организации как ХАМАС явно контрпродуктивны.
Подобное умиротворение неизбежно будет способствовать исламистской агрессии против самой России, особенно если учесть, что исламистские мятежи в Чечне и других республиках Северного Кавказа ширятся, а мусульманское население страны растет.
Россия отошла от согласованной позиции 'четверки' (в которую, кроме нее, входят США, ООН и Евросоюз), запрещающей переговоры с ХАМАС или помощь Палестинской автономии после прихода к власти этой организации, пока ХАМАС не откажется от терроризма, не заявит о готовности соблюдать ранее заключенные соглашения, в том числе 'Дорожную карту', и не признает Израиль.
Путин разошелся с Западом и в другом вопросе: он предложил СМИ ввести самоцензуру в связи с конфликтом из-за публикации карикатур на пророка Мухаммеда. Российские власти уже закрыли две газеты, опубликовавшие безобидные карикатуры, призывавшие людей разного вероисповедания к взаимной терпимости.
Политика, которую проводит Россия, подрывает солидарность и единство действий 'большой восьмерки' и стабильность на Ближнем Востоке. Строя для Ирана ядерные реакторы и продавая ему оружие, Москва помогает ему стать региональным гегемоном и ограничить доступ США в Персидский залив.
Переговорами с ХАМАС Россия стремится превратиться на Ближнем Востоке с игрока, равного США, и задабривает радикальные исламские группировки. Поставки оружия Ирану и Сирии усугубляют нестабильность в регионе, ведут к повышению цен на нефть, и приносят России - крупной нефтедобывающей стране - материальную выгоду.
Однако с ситуацией, когда Россия поддерживает и поощряет Иран и ХАМАС, и одновременно на словах демонстрирует солидарность с Западом, пора покончить. В ходе визита г-на Лаврова Вашингтон должен четко заявить ему: если Россия будет нарушать солидарность с Западом, от этого пострадают ее собственные долгосрочные интересы.
Г-жа Райс должна объяснить г-ну Лаврову: если Москва намерена действовать на Ближнем Востоке в 'советском духе', она поставит под угрозу свою репутацию добросовестного участника 'четверки' и свое председательство в 'группе восьми'.
Доктор Ариэль Коэн - старший научный сотрудник 'Heritage Foundation', один из авторов и редактор сборника 'Равновесие в Евразии' ('Eurasia in Balance'), опубликованного в 2005 г.
____________________________________________________________
ХАМАС для России - хороший инструмент влияния на ситуацию на Ближнем Востоке ("Helsingin Sanomat", Финляндия)