Завершившаяся поездка президента России Владимира Путина в Пекин стала его четвертым официальным визитом в Китай с тех пор, как шесть лет назад он пришел к власти. Китайский коллега Путина Ху Цзиньтао (Hu Jintao) дважды побывал в России в качестве лидера Китая.
В этом году исполняется десять лет декларации двух стран о 'стратегическом партнерстве'. За это время Китай и Россия урегулировали спор о границе и усилили двусторонние связи в энергетической, внешнеполитической и военной области.
У обоих лидеров есть причины быть довольными состоянием российско-китайских отношений, что они всячески подчеркивали в ходе недавних переговоров.
Последние 10 лет были отмечены радикальными изменениями в геополитической динамике азиатско-тихоокеанского региона. Одним из значимых факторов стал стремительный экономический рост Китая.
Крупной региональной державой стала также Индия, что повлекло за собой стратегически мотивированную реакцию Соединенных Штатов, Китая, России и Японии.
Президент США Джордж Буш посетил недавно Индию и Пакистан, а государственный секретарь Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) встретилась в Сиднее со своими коллегами из Японии и Австралии.
Нет ничего удивительного в сближении между Китаем и Россией в рамках этой региональной игры сил.
Их волнует, прежде всего, выгода. Китай сильно нуждается в российских нефти и газе для удовлетворения энергетических потребностей своей бурно растущей экономики. Также он хотел бы приобретать российское вооружение.
Россия, со своей стороны, получает экономические выгоды, укрепляя свои позиции в Азии.
Второй фактор - Соединенные Штаты. Китай и Россия не в состоянии в одиночку противостоять влиянию единственной в мире сверхдержавы.
Но как постоянные члены Совета Безопасности ООН они могут демонстрировать большую значимость на международной арене и, путем тесного сотрудничества, отражать давление со стороны Соединенных Штатов и Европы.
Фактически, по отношению к Соединенным Штатам, многие интересы Пекина и Москвы совпадают. Обе страны хотят избавить Среднюю Азию от военного присутствия США, закрепившихся там в связи с войной в Афганистане. Также они хотят сдерживать американское 'вмешательство' по вопросам Чечни и Тайваня.
И Китай, и Россию возмущает постоянная критика Вашингтона в их адрес в связи с состоянием прав человека и демократических процессов.
На своей последней встрече Ху и Путин выработали единую позицию по вопросу ядерной программы Ирана. Вероятно, они хотят объединить свои усилия с тем, чтобы отвечать на шаги Соединенных Штатов и Европы по большему давлению на Иран, которые могут включать в себя угрозу экономических санкций.
Согласно опубликованным в Китае данным за январь, по объему экспорта нефти-сырца в Китай Иран вышел на первое место, опередив Саудовскую Аравию. Сообщается, что Пекин и Тегеран договорились о заключении пакетного соглашения по разработке нефтяных месторождений и газу стоимостью 70 миллиардов долларов. Тем временем, Россия поддерживает усилия Ирана по созданию АЭС и получению ядерного топлива.
При этом Китай и Россия не должны забывать о том, что они обязаны учитывать не только свои интересы, но также работать ради мира и стабильности.
Нераспространение ядерного оружия является одной из самых серьезных задач, стоящих перед миром. Поэтому важно, чтобы международное сообщество осуществляло ее совместными усилиями.
Если Китай и Россия намереваются предотвратить шаги США, связанные с ядерными амбициями Ирана, то они должны, по крайней мере, предложить путь к выходу из кризиса. Иначе на них может пасть обвинение в безответственном поведении.
Неверные действия в этой области могут негативно повлиять на усилия международного сообщества по контролю над ядерной программой Северной Кореи.
Россия, не являющаяся более сверхдержавой в военном смысле, пытается вернуть себе этот статус при помощи энергоносителей. Быстро растет и значимость Китая как крупной державы.
Будучи странами, обладающими силой и влиянием, они не должны забывать о своих обязательствах и ответственности перед международным сообществом.