Сначала о термине. Субмиссивный политик - это политик абсолютно подчиненный, ведомый, зависимый. Еще их называют - 'продолженная рука'.
Лучше всего происхождение субмиссивных политиков заметно на примере Прибалтики. Действующая президент Латвии Vaira Vike-Freiberga хотя и родилась в Латвии, но почти всю свою жизнь прожила за океаном и в Латвию вернулась поправить своим народом в лучших традициях романов Дюма. Это она не так давно сознательно и с удовольствием озвучила оскорбительные высказывания в адрес еще живущих ветеранов Великой Отечественной войны.
Биография действующего президента Литвы Voldemarasа Adamkavičiusа зеркально похожа, он тоже из семьи эмигрантов, гражданин США, приехал в Литву из-за океана, чтобы его в 1998 году демократически избрали томившиеся в ожидании заокеанского правителя литовцы.
Почему латышы и литовцы вдруг дружно решили избрать президентов из числа эмигрантов из-за океана, о которых раньше даже и не слышали? Вопрос из этой же серии - почему однажды в самолете в соседнем кресле с тогда никому не известным Виктором Ющенко оказалась его будущая супруга, гражданка США, сотрудница госдепартамента. Почему, женившись на высокопоставленной американке, никому не известный Ющенко вдруг стал расти как на дрожжах?
Таковы капризы и фантазии демократии. Что тут делать, если в такую маленькую и раздираемую противоречиями страну, как Латвия, другая, большая и сильная страна пошлет очаровательную даму с красивым именем Вайра и посоветует латышам выбрать ее в президенты? Разве демократично противиться такому совету? Вайре даже на велосипеде ездить не пришлось - выбрали и, кажется, навсегда .
Не похоже ли это на то, как первых секретарей компартии Латвии назначали еще совсем недавно в Кремле, а потом демократически выбирали на партийных съездах латвийских коммунистов? Очень похоже. Только Политбюро сидит дальше, в Вашингтоне.
То, что и Литва, и Латвия сразу же после появления президентов из-за океана взяли твердый курс на вступление в НАТО и ЕС, конечно же, никак не связано с тем, что к власти в этих странах пришли граждане США, американцы по культуре и менталитету. Но вот субмиссивность поведения прибалтийских политиков объясняется именно этим - кто-то там за океаном их выбрал для важного задания, кто-то заплатил за их продвижение к власти, и этот кто-то распоряжается ими, прибалтийскими политиками, как своими служащими.
Нужны ли такие политики вообще
Конечно, нужны. Пока. Еще какое-то время. Но не проще ли было бы просто прислать одного чиновника из Вашингтона - и пусть правит Латвией, Литвой и Эстонией сразу? Как римляне посылали своих консулов. Поскольку ничего, кроме военных интересов, у США в этих странах нет, то можно послать генерала - и пусть командует новыми американскими базами.
Конечно, так проще, но пока не получается. Пока нужно соблюдать демократическую процедуру и строить гражданское общество по полной программе.
Прибалтика в этой связи представляет особую разновидность демократии самого нового образца. В Прибалтике есть граждане, имеющие национальные паспорта и право голосовать. И есть 'потомки советских оккупантов', паспортов не имеющие и потому не голосующие. Таких вот потомков 'советских оккупантов' в Латвии почти 50%. В основном это люди, родившиеся и выросшие в этих странах, но после распада СССР вдруг в один день проснувшихся 'потомками оккупантов'. Их вина только в том, что они русские, украинцы, белорусы - кто угодно, кто в результате политики советского государства оказался в Прибалтике. Их дискриминируют за их национальность - по законам всех стран Европы такая дискриминация уголовно наказуема. Но не везде - в Прибалтике она приветствуется.
Интересно, что Евросоюз даже признает дискриминацию русскоязычного населения в Прибалтике, но, признавая это, не делает ничего для построения того самого гражданского общества, которое представлено им как идеал. Почему не делает? Потому что получившие гражданские права русскоязычные граждане Латвии или Литвы могут и не избрать президентов из-за океана. Поэтому пусть лучше не голосуют - так будет проще и надежнее.
Субмиссивные политики нужны не только для того, чтобы поддержать легитимность власти. Если бы Прибалтикой правил американский генерал, то для многочисленной русскоязычной общины в этих странах возникли бы более решительные альтернативы. Особенно пока американские базы в Прибалтике еще не достроены. Поэтому более простая форма правления с помощью американского генерала придет тогда, когда ее можно будет поддержать совсем простым аргументом - войсками НАТО.