Чиновники администрации Буша любят изображать Иран страной, изолированной от внешнего мира. Политикой своего правительства, не признающего принятых норм, а, особенно, своей ядерной деятельностью, он заработал недоверие международного сообщества, страх соседей, а также ярлык 'государства-изгоя', утверждают они.
Но в последние недели, по мере того, как спор Тегерана с США, Британией и другими западноевропейскими странами по вопросу обогащения урана близится к завершению, президент Ирана энергично перешел к дипломатическому контрнаступлению. Невзирая на попытки США проводить политику сдерживания, Иран сам подключает соседей к решению проблем региона. И, похоже, эта политика работает, что вызывает растущее беспокойство Вашингтона.
'Американцы изо всех сил стараются изолировать Иран. Но они делают большую ошибку. Мы не Бирма, - заявил Вахид Карими из Института политических и международных исследований, финансируемого государством. - У нас немало друзей'.
Своего последнего успеха Ахмадинеджад добился на прошлой неделе, участвуя во встрече Шанхайской организации сотрудничества, паназиатской организации, занимающейся вопросами экономики и безопасности, ведущую роль в которой играют Китай и Россия. Иран надеется в скором времени стать полноправным членом ШОС.
Иранский президент заявил, что его переговоры с президентом Китая Ху Цзиньтао и президентом России Владимиром Путиным были 'очень плодотворными'. Иран обладает вторыми по величине запасами газа в мире, а по уровню экспорта нефти уступает в ОПЕК лишь Саудовской Аравии.
В то время, как Ахмадинеджад выступал в Шанхае, высокопоставленный представитель Китая Ма Кай, пребывавший в Тегеране, выразил интерес к расширению совместных проектов в нефтяной, газовой и нефтехимической областях. 'Экономики Китая и Ирана тесно взаимосвязаны', - заявил он.
Почти то же самое можно сказать об углубляющемся партнерстве Ирана с Россией. Путин заявил, что желает укреплять сотрудничество с Ираном, направленное на получение контроля над поставками энергоносителей в третьи страны, в том числе, вероятно, в Европу. 'Наши компании ведут переговоры об объединении своих усилий в нефтегазовой сфере, в том числе и в направлении создания совместных предприятий. Мы поддерживаем эти инициативы наших иранских партнеров', - заявил Путин агентству ИТАР-ТАСС.
Путин также заявил, что российский энергетический гигант 'Газпром' 'готов принять участие в строительстве газопровода Иран-Пакистан-Индия'. В рамках своих усилий по изоляции Ирана США настоятельно рекомендуют и Индии и Пакистану отложить этот план.
Ахмадинеджад не замедлил отметить политические и стратегические выгоды шанхайского братания с Китаем и Россией, от поддержки которых будут зависеть США, если захотят ввести ооновские или другие санкции против Ирана. 'В нынешней ситуации, когда политика определенных государств основана на одностороннем подходе, ШОС может сыграть ключевую роль в установлении справедливой системы в регионе и мире, способствующей миру и стабильности', - заявил он.
Свой ответный удар Иран наносит и на других фронтах по всему арабскому и исламскому миру. 'Иран начинает занимать подобающее ему место, - говорит Сэед Мухаммад Адели, бывший посол Ирана в Британии и глава респектабельного независимого центра исследований Econotrend в Тегеране. - В новейшей истории роль Ирана в регионе еще не никогда не была столь значительна. Наши соседи все более убеждаются в том, что американцы несправедливо относятся к Ирану'.
Для упрочения своей позиции Тегеран активно укрепляет связи с Азербайджаном, Казахстаном, Таджикистаном и другими центральноазиатскими государствами. Ахмадинеджад планирует провести в Тегеране саммит государств каспийского бассейна для обсуждения мер предотвращения 'иностранного вмешательства' в дела региона. Недавно в Тегеране был оказан горячий прием любимцу Вашингтона президенту Афганистана Хамиду Карзаю, а теперь Иран налаживает связи с Пакистаном.
По вопросу обогащения урана Иран поддерживают Движение Неприсоединения и Арабская Лига. Его эмиссары недавно посетили Ирак, Сирию, Саудовскую Аравию и ряд североафриканских государств. Сообщается, что Иран стал самым щедрым спонсором Палестины после того, как западные правительства подвергли остракизму правительство 'Хамас'.
И, наконец, в начале июня в Каире состоялась сенсационная встреча Али Лариджани, главного переговорщика Ирана по ядерным вопросам и второго по влиянию человека в правительстве Ирана после Ахмадинеджада, с президентом Египта Хосни Мубараком. Эта встреча представителей двух стран прошла на самом высоком уровне после иранской революции 1979 г. Благодаря своей неприкрытой враждебности к Израилю, Ахмадинеджад обрел много сторонников в арабском мире, утверждает Тегеран. И Египет, его условный лидер, не может это проигнорировать.
'Шанхай стал большим успехом, - говорит д-р Карими. - Все наши соседи поддерживают нашу [ядерную] политику, даже Мубарак. Мы успешно выстраиваем взаимоотношения. Именно поэтому американская позиция меняется: Они думали, что из-за Ирака и Афганистана мы окружены. Но это не так. Вот почему теперь они хотят вести с нами переговоры'.
____________________________________________________________
Саймон Тисдолл: Тень Путина нависла над Финляндией ("The Guardian", Великобритания)